Когда речь заходит о чём-то необычном, таинственном – всегда хочется понять, откуда это возникло. А откуда берёт начало могучая Сибирь?
У нас под боком хранится бесценное сокровище для развития туризма – речка Сибирь, известная в русской привычной огласовке, как Сибирка.
Эта крохотная, ныне почти высохшая речушка, название которой не попадает даже в Росреестр рек России, омывает с северо-восточной стороны останец древней «горы», на которой до сих пор сохранились руины древней столицы Сибирского ханства, давшей в конечном итоге название целой огромной стране под таким же наименованием. Это сегодня Сибирь, как самая большая на планете провинция, считается слитой с европейской Россией территорией. А ведь ещё в начале прошлого века русские сибиряки считали свою малую родину отдельной страной. И поездка из Сибири, например, в Пермь или Москву именовалась поездкой «в Россию».
Сегодня бренд с именем «Сибирь» знают во всем мире. И если на это смотреть с позиции развития экономики туризма Тобольска и Тобольского района, то все люди на планете, кто знает слово «Siberia», – это наши потенциальные гости. Хотя бы потому, что исток Сибири, а значит, и происхождение имени возникает откуда-то из-под Тобольска – на втором десятке километров в сторону Абалака. Если каждый тысячный житель планеты заинтересуется по-настоящему узнать, что же такое Сибирь, цифра потенциальных клиентов наших тобольских гостиниц может составить миллионы человек.
Но вот вопрос, что мы им можем показать?
Оказывается,
у нас есть такие интересные исторические места, которые могут будоражить энергию любителей местной истории и природы, которые могут быть интересны туристам из самых далёких мест. Уверен, если бы им удалось посмотреть исток самой Сибири в прямом и переносном смысле, они бы смогли лучше понять значение этого места в человеческой истории.
Такие места, до того как к ним будет привлечено внимание сильных мира сего, как правило, кажутся банальными. Хотя в действительности они далеко не скучны. Древние наши предшественники прекрасно понимали эстетику окружающего мира, поэтому селились на исключительно красивых, самых выдающихся местах окружающей природной среды, какими могла располагать та или иная местность. Неслучайно декорации для фильма «Тобол» стали снимать в Тобольске не на историческом для сюжета месте, а на Потчеваше, поскольку это самое красивое природное место в городе. И это хорошо, что кинематографисты смогли оценить эстетику таких мест. Надеюсь, что Саусканский мыс, окрестности горы Сибирь, на которой когда-то находилась столица Сибирского ханства, само устье речки Сибирь, её истоки, станут в скором времени такими же привлекательными для аналогичных деяний других кинотворцов.
В любом случае, это будет играть на привлечение интереса и к нашему городу, который теряет историческое наследие, поскольку для жителей города не очевидно, что это самое наследие может положительно влиять на бюджет древней столицы Сибири.
Сибирь сделала Россию величайшей державой в истории человечества. И к этому имеет прямое отношение речка Сибирь, её истоки. Там, где она несла свои воды, ныне сохранился лог, который называется Сибирский. Там есть уже упомянутый посёлок, который носит название Сибиряк. Недалеко от этих истоков сохранились руины Сибирского царства или ханства. Так, где истоки речки Сибирь всё сибирское. Всё проникнуто звучанием пространства Сибири.
Речка Сибирь ждёт своего возрождения. Она хочет снова нести свои скромные воды в большой Иртыш. И она к этому способна, если сибиряки ей помогут. Она может стать новой, если вновь обретёт своё очищенное русло.
Она должна стать памятником природы.
К малым рекам относятся те, длина водотока которых – от 10 до 200 км. Все извивы русла до метра не учесть, но по прямой от предполагаемого мной первого истока до перехода устья в реку Иртыш расстояние составляет всего лишь 2 222 м. Приблизительная оценка расстояния по руслу Сибирского лога составила 2 662 м.
Тобольский исследователь в середине 30-х годов прошлого века определил длину речки в 7 км. В таком случае, истоки её должны находиться где-то в другом месте. Совершенно не там, где я их предполагаю. Вопрос, кому доверять? К ответу на этот вопрос могут присоединиться любители российской истории и природы.
Первый исток около 100 м в длину и 30 м в ширину. Максимальная глубина примерно 1,50 м. Вода ледяная даже в середине июля. Водоём абсолютно чист, за лето почти не зарастает. Водится рыба, например, гальяны, которых я не видел уже полвека. Думал, что они давно вымерли.
Второй исток чуть больше. Количество родников в его водоёме, вероятно, меньше, чем в первом, поэтому в июле и августе вода зацветает.
Оба водоёма, которые когда-то были истоками речки Сибири, стали таковыми не совсем самостоятельно. Какое-то время назад здесь поселились бобры и перекрыли плотинами течение начинающегося русла речки. Образовались запруды, которые можно было, слегка подправив, использовать в хозяйственных нуждах. Но уже несколько десятилетий назад бобры покинули оба истока. После того как бобры оставили территорию истоков, дамбы оказались непроницаемы для движения воды и на большей части территории русла – от верховий и почти до устья – речка почти умерла. Течёт она сегодня лишь в низовьях.
Общественности района и города можно подумать о создании инициативы по приданию речки Сибири статуса памятника природы или достопримечательного места. Речке Сибирь, возможно, пора отмечать уже и круглые юбилеи. Однако никто пока не подсчитал дату её рождения. Нам бы дату её смерти уточнить. А лучше второго рождения, которое по счастливой случайности могло совпасть с Годом экологии, объявленным в России в прошлом году, к сожалению, не произошло. Забыли.
Недалеко от посёлка Сибиряк, что входит в Прииртышское сельское поселение Тобольского района, по направлению к известному паломникам и туристам Абалаку, примерно на полпути до Преображенки, по обеим сторонам автотрассы затаились два наиболее крупных истоков речки Сибирь.
Сама речушка имела в прошлом родниковое происхождение. До настоящего времени она не дожила. Вернее, дожила, но не целиком. Родники оказались заилены, завалены отходами лесозаготовок, засыпаны оползнями крутых извилистых берегов, да и простыми мусорными свалками. Поэтому картину полноценной реки в историческом прошлом выдаёт лишь довольно мощно проработанное, местами полностью сухое русло с высокими обрывистыми склонами, с большим количеством притоков. На тех участках, где речушка еще живёт, она журчит небольшими ручейками, питаемыми многочисленными слабосильными родничками, которые легко гибнут от самого незначительного прикосновения природы или человека. Упавшее дерево, спиленное лесорубом, или сломанное ветром, иногда навсегда прерывает жизнь маленького фонтанчика кристально чистой родниковой водицы, бьющей из-под корней кустарников или высокой травы болотного происхождения.
Мне доводилось иногда жарким июльским днём раскопать ладонями такой источник, проходя по древнему склону бывшей реки, напиться из него чистейшей родниковой воды, очень холодной и вкусной. Если таких родников на участке в несколько километров речного русла можно обнаружить десятки, то во времена Едигера, Кучума и Ермака их количество исчислялось сотнями и тысячами. Недаром на берегах этой малой речушки обнаружено несколько археологических памятников – при известных сибирских просторах и возможности селиться где душе угодно древние сибиряки активно обживали именно берега Сибири-реки.
Современные берега речушки с могучим названием Сибирь, в привычной закрепившейся уменьшительной огласовке Сибирка, изобилуют великолепной растительностью. Мне удивительно было узнать, что на её склонах и в пойме обитают почти все редкие и краснокнижные растения, что имеются в довольно обширной округе Тобольска. Здесь произрастает растение кочевников аир, известное в Европе как «татарская трава» или «татарское зелье». Считается, что на территорию современной России оно было завезено XII-XIII веках монголо-татарами.
Они считали, что корни аира очищают водоёмы и воду из них можно пить без риска заразиться инфекционными болезнями. Для этого татарские конники и караванные торговцы возили с собой кусочки живых корневищ и бросали их в водоёмы, встречавшиеся на пути. Караванщики забрасывали в бурдюки кусочки корней аира, чтобы не портилась вода в жаркую погоду. Набирая в очередном водоёме воду, они выливали остатки воды с корневищами растения, ополаскивали сосуды и тем самым распространили его по всей Евразии.
Высушенные корни измельчали и использовали вместо пряностей и даже восточных сладостей в засахаренном виде. Произрастание аира в истоках речки Сибири косвенным образом свидетельствует о караванной торговле и во времена Сибирского ханства, а также о том, что местом своей столицы тюркские властители избрали гору в устье речки Сибири.
От редакции газеты «Советская Сибирь»:
Мы обращаемся к депутату областной думы Владимиру Майеру, главе района Юрию Батту, а также руководителю Госавтоиспекции с предложением установить на шоссе, ведущем в Абалак, в месте протекания Сибирки соответствующий дорожный указатель с названием реки.