Жители округа нередко задумываются о состоянии лесов, методах ведения рубок и лесовосстановления чаще летом, когда устремляются под кроны деревьев в поисках грибов и ягод. Проезжая по лесным дорогам и делянкам, сравнивают, как было раньше и как стало теперь. И зачастую изменения в лесах их не радуют.
Горожанка, проживающая в переулке Ворошилова, обеспокоилась судьбой леса на территории округа. Ответ через газету она хотела бы услышать от прокуратуры и администрации округа. Но муниципальная власть в границах Заводоуковского городского округа обязана и обеспечивает пожарную безопасность лесных участков, являющихся федеральной собственностью. А прокуратура чаще подключается тогда, когда в действии либо бездействии кого-либо присутствуют признаки нарушения закона.
В письме горожанка пишет о неполадках, которые чаще возникают при обычном ведении хозяйственной деятельности. Поэтому мы попросили ответить на них Алексея Половникова, лесничего Заводоуковского лесничества.
Вопрос первый: «Загрос» прекратил своё существование, а кто лес продолжает безжалостно рубить?
– Ответ на него простой: те лесные участки, которые назначены материалами лесоустройства в рубку, лучше вовремя спилить и использовать, например, в строительстве. Это принесёт народному хозяйству больше пользы, чем при сгорании в лесном пожаре или гибели в результате деятельности вредителей и болезней леса. На корню перестойный лес не сохранить, он теряет свои деловые качества, не даёт потомства. Старая, больная и гнилая древесина сосны или берёзы не пользуется спросом даже на дрова. Да, договоры аренды лесных участков с ЗАО «Загрос» расторгнуты в судебном порядке. Пока нет арендатора по заготовке леса на эти участки, рубку, уход, восстановление ведёт Заводоуковский филиал и обособленное подразделение лесопереработки Тюменской авиабазы в рамках госзадания.
Вопрос второй: дороги в лесу превращены в сплошные колеи.
– Следует признать, что возможностей по строительству, ремонту и содержанию лесных дорог у частного инвестора (ЗАО «Загрос») было больше, чем имеется сегодня у департамента лесного комплекса.
Вопрос третий: почему заготовленный лес-кругляк вывозят машины с номерными знаками Омской области и Республики Казахстан?
– В области и в нашем округе передвигается много автомобилей с номерами Курганской, Челябинской, Томской, Московской и иных областей. Всё чаще владельцами транспорта с номерами иных регионов становятся и наши земляки. Да и в соседнюю республику уже не один десяток лет везут и лес, и пиломатериалы. Если всё делается на законных основаниях, причин для возмущения быть не должно.
Горожанку беспокоит и появление с правой стороны дороги на Щучье вырубок возле карьеров. Свежая вырубка появилась на законных основаниях. Тюменское ООО «Горизонт» оформило договор аренды лесов для добычи полезных ископаемых (песка), а перед разработкой будущего карьера всегда нужно убрать лес, который продаётся арендатору и тот вправе распоряжаться этой древесиной по своему усмотрению.
И последнее: почему автора письма взволновала сегодняшняя ситуация в лесах округа? Может быть, повлияло на это ведение хозяйственной деятельности в настоящее время?
Если сравнивать ситуацию в лесах (в пределах Заводоуковского городского округа) до введения в действие в 2006 году нынешнего Лесного кодекса и сейчас, то можно найти серьёзные различия. До 2006 года арендаторов лесов не было вообще. В нашем районе на валке леса в основном использовали бензомоторные пилы. В последнее время на заготовке леса стали применять харвестеры, которые измельчают и приземляют на волоке древесину, которая пока не востребована. Лесники (которых, кстати, прежде было на порядок больше, чем сейчас) чаще требовали у лесорубов сжигать порубочные остатки во всех типах леса. Является ли такая очистка (сжигание) для природы полезной – достаточно спорный момент. С точки зрения пожарной безопасности – лучше, чтобы сухих порубочных остатков на вырубках не оставалось. А вот полезным микроорганизмам, птицам, лесным зверушкам, тем же грибам и ягодам от лесного опада, перегнивших веток, сучьев и даже приземлённых ветровальных и буреломных деревьев – большая польза.
Радует, что жители округа к судьбе леса не равнодушны. Может быть, такой совместный контроль и лесных специалистов, и населения будут на пользу зелёному другу.