Женщина за рулём - точно звезда на небе: каждый её видит. Такая есть и в Увате. Ну кто не знает Светлану Клыгину! Здесь родилась, окончила школу и здесь же трудилась всю «взрослую» жизнь. Недавно отметила юбилей - 50 лет. Из них 12 лет Светлана Яковлевна водит такси.
А вот с этого места, пожалуй, стоит подробней. Мало того, водит машину сама, у нее предприятие - своего рода таксопарк. В ранге индивидуального предпринимателя Клыгина предоставляет законно оформленные рабочие места тем, кто имеет машину и желание таксовать. В Демьянке таких трое, и уже получено на них официальное разрешение работать. Три машины в Увате и одна в Туртасе.
- Существуют ли какие-либо критерии приема или любой человек «с улицы» имеет возможность устроиться у вас?
- Естественно, принимаем не первого встречного. Нужен стаж и хороший надежный автомобиль. В моем таксопарке только иномарки. Принципиально не признаю изделия отечественного автопрома, давно отслужившие свое «копейки», «девятки» и прочий автохлам, в который сесть страшно, не то, что ехать. Такси - это, если хотите, визитная карточка поселения, а старая, тем более грязная машина - оскорбление эстетических чувств окружающих.
Однако отмотаем ленту времени в прошлое. До того как обрести и освоить свою нишу, Светлана, по ее словам, «билась, билась», где только не работала, куда только не пыталась пристроиться. Но всё было не ее. Свое взяла давнишняя крепкая привязанность к авто. Она первая женщина в Увате, получившая права на управление автотранспортом еще в школе в 10 классе.
- Был у нас преподаватель автодела Сан Саныч Шнейдмиллер, царство ему небесное. Помню, пришла к нему: не пойду на кройку и шитье, куда записывают, хочу учиться на шофера. При том что мой папа Яков Георгиевич Шваб (мы немцы) с детства приучал меня к технике, поэтому подростком гоняла на мотоциклах, вот и захотела пойти на автодело. Пристала к Сан Санычу: как хотите, но возьмите! И он «пробил» меня, а со мной еще двух девочек. Но они не окончили курсы, так и не ездили за рулем, а я сдала на права, причем категории А и С ( мотоцикл и грузовик), а категорию В (легковые) открывала позже. Муж Алексей - вахтовик, водит «Урал». Была бы рада, если бы дочка Жанна тоже ездила. Она теорию прошла, но никак не может сдать вождение - не решается. А жаль. Хотелось, чтобы пошла по моей колее. Может, внук переймет бабушкину страсть к машинам. А пока с него, шестилетки, какой спрос.
Понимая, что настоящие таксисты не говорят о деньгах, они их имеют, всё же задал откровенно «шкурный» вопрос: хватает ли ей заработка, такого, чтобы быть обеспеченной?
- Волка ноги кормят, а таксиста колёса. Кто работает и хочет работать, тот всегда заработает. 9 лет езжу на Тюмень. Сама придумала и освоила этот маршрут. Правда, по сравнению с прошлым годом люди ездят меньше. В связи с чем, я не понимаю. Машина у меня комфортная, удобная, скоростная. В город мы приезжаем в 10 утра, более чем на 4 часа опережая автобус. Если, конечно, не встретятся дорожники, не укажут: в объезд! Но для хорошего таксиста десять верст не крюк. Езжу аккуратно, ибо, проскочив на красный свет, можешь попрощаться с белым. С пассажирами стараюсь быть предельно вежливой.
Считаю, если удалось не ответить на оскорбление оскорблением, значит, победила! У нас всё по-честному: посадили, прокатили с ветерком, доставили в целости и сохранности, - откровенностью на откровенность делится Светлана Яковлевна.
Стоимость поездки у нее такая же, как на автобусе. Цены растут, виной тому, конечно же, постоянное подорожание горючего, а уж дизельного топлива, которым заправляются мерседесы, тем более. В планах продать их, закупить бензиновые или переходить на газ. А что делать! Ездить становится себе дороже. Каждый день наблюдает: с мая цены вверх, вверх, вверх, а ведь машина всё равно, что еще один член семьи, которого надо кормить, одевать и обувать. А еще налоги растут. Возможно, и из-за того схлынул поток желающих взять такси до Тюмени, размышляет она, что люди набрали машин, пусть в кредит, но всё же. Теперь каждый имеет возможность обойтись транспортом личным.
- Интересно, а вы свою брали в кредит или как?
- Я? Не-е-ет! Никогда в жизни не пользовалась ссудами, кредитами: нет желания кормить какие-то банки. Всё на своих и мужа плечах.
- Увлечения помимо работы есть? Может, крестиком вышиваете?
- Ну что вы! Если в свое время не пошла на курсы «кройки и шитья», какой крестик? Сроду иголки в руках не держала.
- Компьютер? Телевизор?
- Нет, нет, нет! Если встаю в пять утра, чтобы выехать в шесть… дорога до Тюмени, потом обратно. И так каждый день. Какое может быть стороннее увлечение. Устаю. Но остаются силы поработать в огороде и вообще по хозяйству что-то сделать: птиц держим. До пенсии, слава богу, доработала. Но пенсию еще не получила, хотя должна. Какие-то заморочки в пенсионном: то одно, то другое. Документы за полгода сдала, а оформлять взялись только-только. Ходила разбираться. Сказали: не волнуйтесь, всё получите. Понятно, получу, но хотелось бы вовремя, без канители.
- Говорят, женщина за рулем - Богиня! Пассажиры молятся, пешеходы крестятся! Если честно, доводилось ли молиться вашим пассажирам? Случались ли ДТП?
- Скрывать не буду, была у меня авария. Тому случаю уже пять лет. Перед Тюменью угодила, с пассажирами ехала, но не моя вина. Слава богу, обошлось без травм, отделались ушибами, но машина в хлам! Вот говорят: хороший водитель, мол, не разобьет свою машину, и не позволит это сделать другим. Ну как тут не позволишь, если тот летел на бортовой «без царя в голове». Три суда было, и каждый признал, что я права. До сих пор выплачивает стоимость автомобиля. 4 года не платил, но теперь через службу судебных приставов отчисляет мне половину своей пенсии…
Слушая ее, всё пытался понять. Это Светлана Яковлевна выбрала дорогу, ставшую судьбой, или дорога выбрала ее? Почему у одного человека делом всей жизни становится его призвание, а у другого вспоминается только работа. Наверное, потому что дело не в дороге, а в человеке. Как в той песне: «Дороги, которые мы выбираем, не всегда выбирают нас».
Фото автора
К другим новостям "Уватских известий"