Медиакарта
11:22 | 5 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Юность высоких идеалов

12:08 | 20 сентября 2018

Приближается столетие ВЛКСМ – знаковая дата для миллионов комсомольцев, всех тех, кто пронёс это звание по жизни и до сих пор верен своим убеждениям.

Комсомол – уникальная школа, которую прошли несколько поколений советских юношей и девчат. В преддверии знаменательного юбилея многие, кто с гордостью носил значок ВЛКСМ, вспоминают с ностальгией свою комсомольскую юность. Как и ветеран педагогического труда из села Карачино Валентина Калинина. Она из того поколения коммунистического союза молодёжи, чья юность пришлась на грозовые военные и послевоенные годы.

Для Вали Банди, уроженки деревни Подрезовой, как и для многих её сверстников, комосомол начинался с книг. Павка Корчагин, Зоя Космодемьянская – вот на кого они хотели быть похожими. В ряды ВЛКСМ Валя вступила, уже будучи студенткой Тобольского пед- училища. До сих пор ветеран помнит, как в апреле 1945 года их группа в составе 18 человек заходила в кабинет Алексея Зырянова, работавшего первым секретарём Тобольского райкома ВЛКСМ. Он пожелал вновь вступившим в комсомол с честью нести это звание.

– Мы учились в военные и послевоенные годы, – вспоминает Валентина Фёдоровна. – Было голодно и холодно, но дух моих однокурсников был боевой, никто не жаловался.

В училище большое внимание уделялось военно-строевой подготовке. После занятий все комсомольцы отрабатывали дисциплины на улице: бегали, ползали, маршировали.

Не забыть, как дружно отправлялись пешком в деревню Серебрянку на заготовку дров. У меня на ногах были чирки – набивали их соломой, чтобы не замёрзнуть. Да ещё выручали лыжные штаны. Мужчины пилили деревья, а мы обрубали сучки, потом кололи дрова. Училище в то время находилось в здании зооветтехникума. Вечерами комсомольцы готовили спектакли, организовывали физкультурные выступления, строили гимнастические пирамиды.

В выходные дни проводили танцевальные вечёрки, приглашали на них ребят из ремесленного училища № 3. Жизнь не просто кипела, а бурлила. Комсомол готовил нас к жизни, к нашей профессии, он давал каждому возможность раскрыться.

В августе 1947-го, получив диплом, Валентина собралась ехать по распределению в Сладковский район, куда её сагитировала закадычная подружка. В нагрудном кармане – направление на работу и комсомольский билет, с которым девушка никогда не расставалась.

Но случилась беда: пока она стояла в очереди на пристани, документы украли. Наревевшись, девушка уговорила рыбаков перевезти её на левый берег. Так со слезами и добиралась пешком домой больше десятка километров, сначала до Ермаково и дальше – до Подрезовой. Поделилась своим горем с близкими.

– Не плачь, пойдём к заведующему районо Евсееву, – успокоила сестрёнку старшая Надежда, работавшая секретарём Ермаковского сельсовета, – может, он что-нибудь подскажет. Без работы не оставит.

Заведующий районным отделом образования оказался человеком понимающим. Он предложил место воспитателя в Абалакском детдоме, куда набирали штат. И в ноябре девушка влилась в коллектив детского дома. Несмотря на то, что война окончилась, сирот было немало, их везли в Абалак из разных деревень района. Детдом, в котором находились на государственном содержании более 100 воспитанников, занимал одну половину здания монастыря, во второй располагалась школа.

Молоденькую воспитательницу поставили на группу 5-7 классов. Коллектив детдома, которым руководила Клавдия Монастырёва, был немногочисленным: завхоз, кастелянша, два повара и пять воспитателей. Всё обслуживание легло на плечи детей и взрослых. Детдомовцы сажали картошку и овощи на участке, своими усилиями выкопали яму для их хранения, приходили на помощь местному колхозу, дружно выходили на прополку – а поля тянулись на несколько гектаров, от Абалака до Загваздиной. Ребята постарше со взрослыми поставили баню.

А через несколько месяцев Валентину Банди назначили старшей пионервожатой. Заводная, инициативная, энергичная, она сразу взялась за дело. Абалакский период в её комсомольской биографии был коротким, и пожалуй, самым ярким. Запомнятся пионерские сборы, утренние и вечерние линейки, костры, собиравшие ребят во впадине между Абалаком и Преображенкой. В пионерской организации Абалакского детдома, носившей имя Олега Кошевого, была красивая форма у пионеров и у старшей вожатой. А разве можно забыть пионерские слёты в Тобольске!

Переехав через несколько лет в село Карачино, Валентина Михайловна вновь возглавила работу по организации пионерского движения в располагавшемся здесь детском доме. После его закрытия в конце 50-х трудилась сначала воспитателем, а позже заведующей детского сада. Любовь к детям ей передалась, наверное, генетически: педагогические семьи Кремлёвых, Банди, хорошо известны в районе.

Комсомольская юность не исчезает бесследно. Конечно, одни, окрепнув, набравшись жизненного опыта, уходят в сторону. А в других комсомольский порыв и задор не угасает, разгорается ярче, привлекает других. Вот и Валентину, вышедшую к тому времени замуж и ставшую мамой, комсомольцы местного колхоза избрали секретарём своей организации.

– Детский дом, общественные нагрузки, семья, маленькие дети – когда только успевала? – в глазах ветерана комсомольского движения одновременно и удивление, и радость. – Нас, комсомольцев, сначала насчитывалось немного, со временем организация выросла. Но во времена комсомола не было тех, кто стоял в стороне. Высокое чувство долга отличало молодёжь. Нынешним молодым людям не понять энтузиазм тех лет, когда сердца молодого поколения горели желанием помочь своему колхозу, приносить пользу обществу.

А мы по первому зову выходили на субботники и воскресники. Весной дружно отправлялись на торфяники, сажали кукурузу и картофель (на каждого была норма), чистили и вывозили навоз с колхозных ферм, летом ездили на обработку хлебных полей. Своими силами комсомольцы валили лес и строили свиноферму.

Но и отдыхали мы так же, с огоньком. Допоздна играла в клубе гармошка. Перед каждой вечеринкой комсомольцы своими силами ставили концерт, были кинопоказы.

С поста секретаря комсомольской организации Валентина Калинина ушла в 1959 году. Затем около 30 лет посвятила воспитанию дошколят. Но комсомольская закваска ощущается в ней и поныне. Уйдя на заслуженный отдых, ветеран педагогического труда вела активную общественную работу. Часто и охотно выступала перед подрастающим поколением – её, как и многих коллег, волновало, какой вырастет новая смена. Неравнодушная, неугомонная, она стала одной из активисток Карачинского клуба ветеранов «Ровесницы». Со студенческих лет Валентина Фёдоровна увлекается стихами, пишет для души, к разным датам и событиям, посвящает друзьям. Исписала несколько тетрадок и до сих пор с ручкой не расстаётся. В августе ей исполнилось 89 лет, но светится неподдельный интерес к жизни, горит огонёк задора.

– Что для меня комсомол? – задумывается Валентина Фёдоровна. – Это молодость, кипучая деятельность, жизнь, насыщенная значимыми делами. Он был для нас Учителем, Наставником, примером для подражания. Комсомол – это наши идеалы, которые, несмотря ни на что, были высоки и бескорыстны. К сожалению, у нынешней молодёжи нет таких идеалов, заменить ВЛКСМ не смогли ничем. Я благодарна судьбе, которая подарила настоящих верных друзей, научила во всех жизненных ситуациях идти к поставленной цели.

Автор: Клара КУТУМОВА, Тимур КАРЫМОВ (фото)