В одной из девятиэтажек на улице Комсомольской появилась необычная квартира. Не жилая, а учебно-тренировочная. В ней занимаются дети с нарушениями развития и аутизмом.
Аутизм не называют болезнью, причисляют к расстройству психического развития, для которого характерны симптомы, связанные с нарушением социальной адаптации. Но аутизм коварен, многолик и может проявиться не сразу. Не каждый родитель распознает, что странности ребенка – не просто от особенного темперамента, что это серьезная проблема. Верить в это так не хочется. Но если не признавать очевидное и ничего не делать, ситуация лишь усугубится.
– Родители до последнего надеются справиться самостоятельно, – рассказывает Маргарита Суворова, руководитель региональной благотворительной организации «Открой мне мир». – До семи лет пытаются адаптировать ребенка к школе. К 12-14 годам приходит понимание: все-таки что-то не так. Конечно, хочется найти волшебную таблетку, чтобы принял, и проблема исчезла. Но с аутизмом это не сработает. Такого ребенка можно адаптировать, но излечить нельзя.
В этом году организация «Открой мне мир» выиграла президентский грант для создания учебно-тренировочной квартиры, где подросткам с аутизмом будут помогать адаптироваться к жизни в социуме, обучать их самостоятельности в быту. В первом потоке шесть групп по три человека в каждой. Во время девятимесячного курса специалисты-тьюторы отработают с подопечными навыки поведения в транспорте, правила посещения общественных мест, научат готовить, прибираться и планировать день.
…13-летний Андрей Кириленко вошел в первый поток.
– Ребенку было два года, когда я поняла, что проблема есть, – рассказывает мама Людмила. – И мы с ним начали самостоятельно заниматься. Ведь таким детям только занятия и помогают. Врачи говорят, что сейчас мой мальчик достаточно функциональный. Он разговаривает. Не боится людей, хотя наладить правильное общение ему тяжело. Он не знает границ. Не понимает, о чем можно и о чем нельзя говорить с чужими. И если он нашел человека, который его слушает, может долго-долго говорить о своем. Я-то в такие момент привыкла отключаться – просто машинально киваю, соглашаюсь. А других его монологи напрягают.
Чтобы заботиться о ребенке, Людмила оставила работу: совмещать профессию с реабилитацией сына не получилось.
– Когда-то я была специалистом по организации авиаперевозок, – рассказывает мама, – потом освоила флористику, парикмахерское искусство. Но теперь все это в прошлом: стригу только родных и близких, букеты оформляю в основном для школы. В детский садик-то ходить нам не удавалось: только оставим Андрея, сразу звонят – забирайте, ваш мальчик другим мешает.
В первый класс ребенка повели в школу N 77. Там как раз открыли классы для детей с задержками психического развития. Отучились четыре года, да так и остались, хотя сейчас в этой школе занимаются с детьми с нарушениями слуха.
– Андрея мы перевели на домашнее обучение, приходим в школу только на индивидуальные занятия, – продолжает Людмила Кириленко. – Лишь на некоторых уроках пересекаемся с классом, основное обучение – дома со мной. Сейчас сын перешел в седьмой класс. Слава богу, нас не выгоняют. Надеюсь, еще продержимся. Все идет маленькими шажками: сделаем один и оглядываемся – куда дальше?
Людмила рада, что ребенок попал в первую волну проекта, ведь сколько ни занимайся дома, с помощью профессионала это не сравниться. Родители неизбежно жалеют, оберегают детей и часто не замечают вещей, которые очевидны для специалиста.
– Дети в 13 лет обычно понимают, зачем люди ходят на работу, что происходит с зарплатой, как ее расходуют, как покупают продукты, как добраться до школы, – рассказывает Людмила. – Но у наших ребятишек все эти навыки как будто расположены в разных, не связанных друг с другом комнатах. Надеюсь, с помощью этого проекта получится собрать кусочки пазла в картину. Пусть сын освоит то, чему дома мы его научить не смогли.
С детьми в учебно-тренировочной квартире занимаются педагоги, обученные американской методике «Восемь стратегий». В США по ней работают в детских лагерях. По этой же методике в Пскове занимаются 20 лет, недавно ее освоили и в Челябинске.
– Надеюсь, и в Тюмени эта методика даст эффек, – говорит Маргарита Суворова. – Дети будут заниматься и в группах, и индивидуально: за каждым из них закреплен тьютор-сопровождающий. Основные направления занятий: кулинария, домоводство, досуг и тренировочные выходы в город.
По словам Маргариты, таким детям особенно сложно понять, что такое деньги. Даже высокофункциональным аутистам можно дать лишь столько, сколько стоит покупка, чтоб без сдачи. Если в магазине такому ребенку зададут вопрос: «Есть дисконтная карта?», это введет его в ступор. Он расстроиться и сбежит. Чтоб такого не происходило, подобные ситуации отрабатываются на занятиях.
В хозяйственные дни планируется разбирать, что необходимо для уборки квартиры, в каком порядке прибираться и что для этого нужно, где это продается, сколько стоит, как составить список для похода в магазин. Такие циклы будут повторяться и чередоваться.
Никто не обманывает себя: надежды, что за девять месяцев все кардинально изменится и ребенок станет самостоятельным, почти не много. Специалисты говорят, детям с аутизмом всегда нужен будет помощник-взрослый. Вот только родители не вечны. Поэтому учиться самостоятельности все равно придется. Иначе – перспективы незавидные.
– Даже если знаешь, что болезнь не уходит, нельзя сдаваться, – убеждена Маргарита Суворова. – Надо бороться и за себя, и за ребенка.