Более 40 лет отдал кутарбитским школьникам учитель математики Анатолий Шанин.
Вслед за отцом выбрали учительскую профессию его дочери: Светлана Минина, преподаватель иностранного языка Байкаловской школы, и Ирина Ишбулаева, учитель начальных классов Кутарбитской школы. Общий педагогический стаж этой семьи насчитывает более 100 лет. В канун Международного дня учителя у нас появился прекрасный повод пообщаться с представительницей педагогической семьи, узнать о том, как начинался путь к профессии, что движет современными педагогами, как выдерживают они стремительный темп жизни и в чём оно – учительское счастье. Ответить на эти вопросы мы попросили Ирину Ишбулаеву, которая совсем недавно была награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ.
Выпускница Кутарбитской школы Ирина Шанина рассталась с родной школой всего на два года. Сдав выпускные экзамены, подала документы в Тобольское педучилище. Получив диплом учителя начальных классов, вернулась домой, в родные школьные стены, где нужен был педагог начальному звену. Доверили выпускнице второклашек. С тех пор пролетело 30 лет, нынешний сентябрь для Ирины Анатольевны уже тридцать первый.
– Основатель нашей педагогической семьи – наш папа, Анатолий Алексеевич Шанин, более 40 лет он учил кутарбитских ребятишек математике, – усадив своих непоседливых третьеклашек выполнять задание, педагог спешит воспользоваться короткой передышкой. – Я, как себя помню, с малых лет любила играть в школу, видела себя исключительно учителем начальных классов. Когда пришла в первый класс и нас встретила наша первая учительница Мария Павловна Смирных, уже точно знала, что буду только педагогом. Она была для меня не просто образцом, кумиром, мы слушались её беспрекословно, она умела ободрить, поддержать, найти самые нужные слова. Её пример помог мне окончательно укрепиться в своём выборе в 10 классе.
И вот с дипломом я снова в родной школе. С волнением вливаюсь в педагогический коллектив. Меня здесь знают как выпускницу, а теперь я в новом статусе, я – молодой специалист. До сих пор благодарна за поддержку и помощь, которой окружила меня тогда работавшая завучем Любовь Михайловна Холодова. Мне повезло с самого начала и с ребятишками. Мы как-то сразу сдружились, мои второклассники были младше меня всего на 10 лет, помогали во всём. Хорошей опорой, в буквальном смысле слова, стали для меня родители тех ребятишек, очень активные. Мы постоянно ходили в походы, выходили на спортивные соревнования, были настоящим коллективом.
«Сколько за эти десятилетия сделано выпусков? – задумывается Ирина Анатольевна. – Где-то около восьми. Помните, ведь было время, когда учились в начальном звене три года, потом перешли на четырёхгодичную форму обучения. Сейчас уже учу детишек своих выпускников.
С одной стороны, сегодня учителю работать легче: школы стали более оснащёнными, информационно-компьютерные технологии активно приходят в образовательный процесс. Но и дети тоже изменились: они стали более общительными, пытливыми, мобильными. С ними очень интересно, они много знают, они более продвинуты, чем взрослые, во Всемирной сети. Конечно, современный учитель должен соответствовать им. Мы должны быть интересны детям. При подготовке к каждому уроку приходится перелопатить гору материалов, посидеть допоздна в интернете, продумать презентации, использовать компьютерные технологии – и всё это ради того, чтобы активизировать ребёнка, мотивировать его на процесс познания, творчества. Согласитесь, в наше время, когда существовали октябрятская и пионерская организации, нравственный аспект воспитания был выше, поэтому и дети были более ответственными. А нынешних учеников, прежде чем получить какой-либо результат, нужно, ещё раз повторюсь, заинтересовать. Как? Используя современные технологии, которые направлены на то, чтобы ученик сам работал на уроке.
Ну, а для того чтобы не отставать от новых требований, педагог должен постоянно работать над самосовершенствованием, – убеждена Ирина Анатольевна. – Если учитель не будет расти в профессиональном плане, он просто будет неинтересен детям».
Но её воспитанникам это уж точно не грозит. Их улыбчивая наставница по складу характера ничем не отличается от своих любознательных питомцев. Педагог ежегодно участвует в районных и областных олимпиадах учителей начальных школ. В 2013 году заняла второе место среди коллег по Тюменской области. Шестой год Ирина Ишбулаева руководит районным методическим объединением учителей начальных классов, в которое входит 70 человек. Нагрузка серьёзная и ответственная. Несмотря на это, педагог не упускает возможности поработать в составе жюри на традиционном районном конкурсе «Педагог года», где, считает она, можно также приобрести бесценный опыт, получить стимул к дальнейшему развитию.
Впрочем, легко работать в коллективе, где каждый профессионал с большой буквы. Это большая удача для каждого педагога, считает Ирина Анатольевна. О каждом члене педагогического коллектива Кутарбитской школы она отзывается с теплотой и уважением. Большой опыт и мудрость отличают коллегу Хабису Сидорову, учителя истории и обществознания Светлану Ведерникову, супругов Булашовых, преподавателя физвоспитания Эльзу Урамаеву и других. Каждый новый день в школе будет добрым и радостным, если видишь их ободряющую улыбку, незримо ощущаешь дружескую поддержку.
В чём учительское счастье? Наверное, прежде всего в успехах учеников. Её третьеклашки радуют своей сплочённостью, активностью, умением поддержать друг друга, выбрать своего лидера. Несмотря на возраст, её питомцы с первого класса участвуют в научно-практических конференциях, которые проходят на базе Байкаловской школы. И получают награды, как, например, Азалия Фазылова, чья исследовательская работа год назад заняла второе место. И в этом, конечно, немалая заслуга педагога.
Счастье учителя – это когда находят свою дорогу в жизни собственные дети. Старшая дочь Ксения оканчивает Тюменскую медицинскую академию, готовится стать врачом-педиатром. Сын Илья – курсант Тюменского военного университета. Младший сынишка пока учится в шестом классе, и кто знает, может, ему выпадет продолжать педагогическую династию?