Традиционный осенний фестиваль «Алябьевская музыкальная осень» открылся концертом в Международный день музыки 1 октября.
Первый фестиваль «Алябьевская музыкальная осень» состоялся в 1986 году и ограничивался произведениями камерной музыки. За 28 лет существования (фестиваль брал паузу на четыре года) неоднократно менялся его формат и продолжительность, но оставалось главное – повышенный интерес слушателей и отличное качество концертов и исполнителей. Но никогда для исполнения музыки титульного композитора фестиваля не отводилось целое отделение концерта.
В 2018 году состоялся культурный прорыв: замечательный московский оркестр «Musica Viva» привез в Тюмень программу из произведений замечательного композитора, уроженца Тобольска. Оркестр под руководством народного артиста России, лауреата государственной премии в области литературы и искусства, виолончелиста Александра Рудина в первом отделении исполнил следующие сочинения Алябьева: увертюру к водевилю «Молодая мать и жених в 48 лет, или Домашний спектакль», симфонию ми минор, увертюру к водевилю «Лунная ночь, или Домовые» и сюиту из балета «Волшебный барабан». Эти сочинения Александра Алябьева в Тюмени прозвучали впервые. Прекрасная музыка. Как в репертуар известного московского оркестра попали произведения полузабытого композитора, слушателям перед концертом рассказали маэстро Александр Рудин, музыковед Анна Булычева и музыкальный обозреватель «Радио России» Ольга Русанова.
Для Рудина знакомство с оркестром «Musica Viva» и творчеством Алябьева началось практически одновременно.
– Когда я пришел в этот коллектив, я был удивлен, что в репертуаре оркестра есть произведения малоизвестного композитора Алябьева. Музыка показалась мне очень интересной, и мы стали разыскивать другие произведения этого композитора, которого современники называли «Россини из Тобольска». Из-за сложной судьбы Александра Алябьева партитуры созданных им произведений сохранились в незначительном количестве, многое было забыто. Полноту его наследия еще только предстоит открыть – серьезные оперы, инструментальную музыку, духовные сочинения, светские хоры с оркестром, написанные в Сибири к приезду Гумбольдта и на открытие Большого театра в Москве. Есть надежда, что не только земляки композитора, но и весь мир в скором времени начнет ассоциировать Александра Алябьева не только с «Соловьем», а признает его гениальность как большого композитора начала XIX века. Оркестр записал диск из произведений Александра Алябьева, но он давно стал редкостью.
Во втором отделении концерта были исполнены увертюра Алексея Верстовского к опере-водевилю «Странствующие доктора» и вариации на тему рококо для виолончели с оркестром Петра Чайковского. Солировал на виолончели Александр Рудин.
В антракте между отделениями посетители с интересом осматривали в фойе второго этажа выставку «Резная мелодия Тюмени». Фрагменты деревянной резьбы предоставил из своей коллекции почетный гражданин города Тюмени, мастер-реставратор Вадим Шитов. Выставка работает все дни фестиваля.