Недавно исполнилось 80 лет Александру Петровичу Средину, проживающему в Туртасе на улице с неподходящим для его возраста названием Молодёжная. Где отметил свой юбилей ветеран, в каком кругу встречал?
- Здесь же и встречал, со своими. «Свои» - это «бабушка» моя Капитолина Георгиевна Кислицина. Почему не Средина? Так мы с ней не зарегистрированы, хотя неразлучны без малого полвека. Затем внук Владимир и внучки Наталья и Оксана были с поздравлениями, дочь Галина рядышком проживает…
В дом на Молодежной, где мы беседуем, старики вселились в 1973 году. Достался от мехколонны, в которой тогда работали: он плотником, она штукатуром. А начинал трудовую биографию Саша Средин в Комсомольске-на-Амуре. На Дальний Восток судьба занесла его пятнадцатилетнего пацана из Марийской АССР. В республике был сформирован эшелон фэзэушников (учащихся фабрично-заводских училищ). «Более полмесяца мы поездом пилили. Там остановят, там остановят, ну кормили, правда, сносно» - вспоминает Александр Петрович.
Выучившись на маляра-штукатура, отработал он на стройке три года. Затем армия. Служил в Благовещенске в «войсках дяди Васи», кто не в курсе - это воздушный десант, «крылатая пехота». К слову, у бывшего автоматчика рядового Средина15 прыжков с парашютом. Когда служба на дембель повернула, зачастили в полк вербовщики. А тут еще Никита Хрущев, по ходу волюнтарист, за что и потерпел позже, со своей реформой сократить армию более чем на три миллиона человек. Куда служивому податься? Завербовался в Якутию плотником, строили дома на вечной мерзлоте. Морозы пятьдесят и более, но и зарплата, конечно… Правда, ничего он не скопил, разве только на дорогу, когда, намахавшись топором, подался ближе к солнцу - в Казахстан. Теперь и сам не скажет, почему выбрал затем Тюменскую область, куда и поехал «за туманом и за запахом тайги». Плотничал в Горноправдинске, Тарко-Сале, на буровой в геодезической экспедиции. Затем осел в «столице деревень», строил аэропорт Рощино. Оттуда бригаду направили «прокладывать «железку» - от станции «Ингаир» и далее. А эта работа уже не по плотницкой части, заколачивали сваи. Дошли до станции «Юность-Комсомольская», где наконец обрел он почву под ногами и приобрел какое-никакое жилье, «четвертушку» в доме на четыре семьи - вот эту самую «фатеру». Соседи со временем переселились в новые квартиры, они же остались и до сегодня живут здесь, уже в трех комнатах, расширив, но, не улучшив однако своих жилищных условий.
- Нам бы газ провести. Выписывали баллоны - терпимо, а теперь не возят их, к магистрали надо подключаться, документы сдали, да второй месяц тянут с этим, не дождемся. Сказали: на той неделе приедем стояк поставить…
Выручает печь, да остатки газа в запасном баллоне. А тогда они сами закупили материал, он крышу железом перекрыл, а еще радость - воду в дом подвели, баньку построил, огородчик опять же - 7 соток, малину, смородину развели: берут свои - не жалко. Ну и для полного счастья пес Буян, без собаки никогда не жили. Теперь увлечений нет, а раньше рыбачил, бывало. Пешком до озера, это километров шесть, не меньше, сети поставит и таким же манером назад. Сегодня телевизор всему замена. У нас тарелка «Триколор» и аппарат большой плоский, более ста программ, но лучше других НТВ нравится, - вскользь пробежался по своему житью-бытью Петрович.
На вопрос, доволен ли прожитым? Ответил так:
- Прожить-то я прожил, считаю, нормально. Покатался по Союзу, повидал много чего. Нет, на жизнь не обижаюсь, пенсии хватает. К тому же, обещают прибавлять по тысяче в год, чем не жизнь!
Интересны его рассуждения по поводу своего долголетия. 80 лет всё же возраст, как умудрился достичь его ни памяти не растеряв, ни телесного здоровья? Общительный и подвижный для своих лет, Александр Петрович смотрится просто молодцом! Говорит, ровесников не осталось, один он такой на всю округу долгожитель. Должно быть, вел особый или, как принято говорить, здоровый образ жизни. А он, представьте, смеется. Сроду никаких зарядок не делал. И водочкой по молодости баловался, и смолил сызмальства. Да и сейчас курю, правда, не раз пытался бросить, да куда там.
…Он проводил меня, прощались, выйдя за калитку на улицу. Осенний денек стоял замечательный, солнечный и тихий. И подумалось. Вот и осень жизни у моего собеседника подгадала такая же - спокойная, неторопливая, светлая. Потому, наверное, что к жизни был непривередлив, жил, как дышал.
Фото автора
К другим новостям "Уватских известий"