– в проекте с таким названием участвуют семь субъектов РФ (Республика Татарстан, Пермский край, Тульская, Ульяновская, Московская, Тюменская, Новгородская области).
Дорожная
карта
По словам ведущего специалиста по общему образованию и инновационной работе Ишимского городского методического центра Оксаны Менг, программа «Кадры будущего для регионов» реализуется по соглашению о сотрудничестве между АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и правительством Тюменской области.
На принципах партнёрства решаются задачи: внедрение новых технологий отбора и сопровождения одарённых детей (14–17 лет), с учётом их интересов и потребностей – формирование межведомственной образовательной инфраструктуры, индивидуальных развивающих и профориентационных стратегий; развитие практики наставничества. Широкий спектр мероприятий послужит привлечению юношества к активности в реальном секторе экономики.
Дорожная карта по апробации стратегической инициативы «Кадры будущего для регионов» рассчитана на два года. Несколько её этапов уже воплощены.
Губернаторская
школа
В августе в Тюмени прошли занятия «Губернаторской школы» и семинары для тьюторов. Чтобы войти в число лидеров, в отборочном заочном туре учащиеся школ, студенты по желанию писали эссе «Фокус внимания». В Тюменской области было предложено поискать в эссе решение заявленной проблемы, поразмышляв на тему «Если бы я был губернатором…».
Отбор 150 участников школы из пяти тысяч авторов эссе проводило Агентство стратегических инициатив. В итоге на трёхдневное обучение в «Олимпийскую ребячку» приглашено и семь ребят из Ишима. Всё просто, отметили юные ишимцы в диалоге: зарегистрировались на интернет-портале «Одарённые дети», заполнили анкету, выслали сочинение.
В «Губернаторской школе» их ждало открытие, прежде всего, самих себя. Тренинги выявили неожиданные рекомендации тьюторов по распределению в СПИКи (социально-профессиональная инициатива команды).
– Хотя, – поясняет учащийся 9«а» класса ИГОЛ им. Е.Г. Лу-
кьянец Ростислав Шейбин, – «СПИК» от английского слова «speak» – говорить.
В эссе Ростислав выразил мнение о недостаточном развитии палеонтологических исследований и краеведения в Тюменской области. В СПИКе его идея 3D-моделирования костей вымерших животных и воссоздания их облика получила ещё один ракурс – использование 3D-памяти для общения с домашними питомцами.
София Циргвава, ученица 9«а» класса школы № 1, в эссе писала о развитии промышленного и аграрного секторов экономики, их прямом влиянии на качество социальной сферы и благосостояние населения. После тестирования тьютор посоветовал ей СПИК-культуры, может, потому, что окончила художественную школу и рисование остаётся одним из увлечений. Внедрять в Ишиме Софии предстоит проект «Свободная улица». «Это арт-фестиваль, направленный на раскрытие талантов и поиск аудитории для певцов, музыкантов, художников, танцоров», – говорит она.
Ксения Бырдина, ученица 11«б» класса школы № 1, призналась: у неё тоже вызвало удивление направление в СПИКе по развитию туризма, и это оказалось увлекательно – разрабатывать предложения по познавательным маршрутам.
Виктория Лизунова, ученица 11«а» класса школы № 7, позиционирует себя: «Заинтересована в улучшении качества жизни людей. Если удастся увидеть реальный результат, буду счастлива. В «Губернаторской школе» получила знания по теме «Экономика и предпринимательство», полезные знакомства. По проекту «Повышение экономической грамотности населения» планирую внедрить онлайн- сопровождение элективов для старшеклассников».
Евгений Шорохов, учащийся 9«а» класса школы № 5, занимался в СПИКе «Альтернативная энергетика». Его проект «Микробно-топливный элемент» носит экологический характер.
Елена Микушина получает специальность «Программирование компьютерных систем» в Ишимском многопрофильном техникуме. Вместе с учащейся школы № 2 Надеждой Шаровой после занятий в СПИКе «Здравоохранение» получила в реализацию проект «Шанс на улыбку» по реабилитации детей с различными заболеваниями. Наставник – директор регионального социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Семья» Елена Перминова. «Семья» сотрудничает с ишимским центром «Согласие», – поясняет Елена Микушина, – мы создадим группу волонтёров и будем проводить реабилитацию искусством. К примеру, научим желающих игре на гитаре. Ведущий мастер-классов Сергей Тетерский, доктор педагогических наук, изобретатель форсайт-метода «Качели времени» и основоположник «Теории позитивного будущего», руководитель образовательных программ Агентства стратегических инициатив, директор АНО «Детские и молодёжные социальные инициативы», подарил нам хорошие пособия-тренажёры».
Замыслы
Анастасии
По итогам презентации пять победителей из Тюмени, Ишима, Тобольска, Тюменского района получили право участия в девятой «Счастливой смене» в международном детском центре «Артек». В том числе ученица 11«а» класса школы № 8 Анастасия Менг.
В сфере её исследовательских интересов уже несколько лет – вопросы экологии. В эссе Анастасия писала и об уже реализованных мероприятиях, к примеру, акции «Операция «Утилизация».
– Она стала вирусной в хорошем смысле этого слова, – рассказывает Анастасия. – Многие заинтересовались темой утилизации вредных бытовых отходов: сбор использованных батареек для последующей переработки, энергосберегающих лампочек, содержащих ртуть, пластиковых предметов. С командой волонтёров я готовила проект виртуального картирования пунктов сбора опасных отходов по типу проекта recyclemap.ru. В сфере моих интересов – проекты по раздельному сбору мусора, способам хранения одного из альтернативных видов топлива – водородного, связь программ по экологии с IT-технологиями и цифровизацией.
А на «Губернаторской школе» Анастасию Менг из технократической сферы мышления перевели в СПИК интеллектуалов, в частности, в писательскую среду. Под руководством Агентства стратегических инициатив в «Артеке» она продолжила эту работу. «Абсолютно новое для меня направление – «Узнайте писателей и поэтов Тюменской области», – восклицает Настя. – В октябре мы запускаем в городе программу мастер-классов по стихосложению и основам журналистики для старшеклассников. В «Артеке» мне понравилась атмосфера творчества, открытости. И конечно, море…»
Индикаторы инициативы
Около ста человек в Ишиме стали участниками образовательной программы «Кадры будущего для регионов», десять включены в кадровый резерв в разные отрасли экономики. Вернувшись из «Ребячки», ребята приступили к третьему этапу – реализации индивидуальных проектов под руководством наставников из числа научной, профессиональной и политической элиты. В планах инициативы – профориентационные туры для детей на передовые предприятия и в организации.
Итоговое мероприятие с защитой проектов состоится в марте следующего года.