Медиакарта
8:31 | 28 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Важно вовремя выявить причину

«Несовершеннолетние, ставшие жертвой преступления» - термин, появившийся сравнительно недавно. Почему тема стала особо актуальной в наши дни? Как показывает статистика, совершение преступлений в отношении несовершеннолетних неуклонно растет. Они слабы физически, не могут постоять за себя, не утратили чувство доверия к другим людям, легко поддаются внушению и страху. Часто жертвами преступлений становятся дети в возрасте от 0 до 14 лет. Это возраст, когда формируется психика ребенка, его личностные качества, идентичность с окружающим миром.

Традиционно различают четыре вида преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних:
Физическое насилие. Проявления физического насилия чрезвычайно разнообразны: от убийства ребёнка или причинения ему тяжких увечий до лёгких телесных повреждений. Физическое насилие над детьми встречается во всех слоях общества. Однако значительно чаще оно имеет место в семьях с низкими доходами или находящимися в изоляции, а также в многодетных семьях. Распространению физического насилия над детьми способствуют различные социальные факторы: правовая безграмотность взрослых, постоянная демонстрация насилия в СМИ, отсутствие четких критериев жестокого обращения с детьми, несовершенство законодательства в данном вопросе. Ежегодно в нашем районе жестокое обращение со стороны родителей, отчимов и других лиц совершается в отношении 4-6 детей.
Психическое насилие. Является наиболее распространённой формой жестокого обращения с детьми, однако выделение её в качестве самостоятельного вида жестокого обращения при наличии других форм насилия (физического или сексуального) представляет значительные сложности. Психическое насилие не следует рассматривать, как сопутствующее проявление других форм жестокого обращения. Наоборот, тяжесть связанных с ним последствий даёт основание считать психическое насилие основным механизмом, нарушающим психическое развитие ребёнка и его социальное функционирование в большинстве случаев жестокого обращения с детьми.
Психическим (эмоциональным) насилием являются эпизодические или регулярные оскорбления или унижения ребёнка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения или отвержение, которые приводят к возникновению эмоциональных или поведенческих нарушений. Психическое насилие над детьми широко распространено и встречается во всех социальных группах. В его возникновении большое значение имеет механизм социального наследования (воспроизведение в собственной семье моделей, поведения, усвоенных в детстве). Каждый третий родитель из числа тех, кто в детстве подвергался жестокому обращению, также обращается со своими собственными детьми. Ученые рассматривают пять форм психического насилия над детьми: отвержение, изоляция, терроризирование, игнорирование и развращение.
Сексуальное насилие. В настоящее время признаётся, что сексуальные преступления в отношении детей встречаются значительно чаще, чем было принято считать ранее.
Под сексуальным насилием следует понимать вовлечение ребёнка взрослым в совершение действий сексуального характера с помощью насилия, угроз или путём злоупотребления доверием (с использованием беспомощного состояния), что причинило вред его физическому или психическому здоровью, либо нарушило психосексуальное развитие ребёнка.
Очень часто сексуальные посягательства в отношении детей происходят без применения физической силы или угроз, то есть без применения насилия в традиционном для уголовного права понимании. Это связано с тем, что целью взрослого является вовлечение ребёнка в сексуальные отношения, а не причинение физических или душевных страданий, отреагирование отрицательных эмоций или демонстрация власти и контроля, как в случаях физического или психического насилия. Сексуальное насилие является одним из наиболее опасных видов жестокого обращения, поскольку нередко вызывает тяжёлые, сохраняющиеся длительное время психические и поведенческие нарушения. Последствия усугубляются тем, что оно часто сочетается с физическим и психическим насилием.
Пренебрежение основными нуждами ребенка – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для здоровья или развития.
Недостаток в удовлетворении основных потребностей ребенка может включать: отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка жилья, образования, питания, одежды, медицинской помощи (включая отказ от лечения ребенка); отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок подвергается риску быть жертвой несчастного случая, нанесения повреждения, вовлечения в употребление алкоголя, наркотиков, в совершение преступлений и т. п.
Недостаточность заботы о ребенке и пренебрежение его нуждами чаще встречаются в семьях с выраженными материальными проблемами. Дефицит внимания со стороны родителей при­водит к тому, что ребенок развивается в эмоционально и информационно бедной среде, им никто специально не занимается, а сам он не способен обеспечить себе необходимые условия для нормального развития.
Чем опасны вышеперечисленные насилия для ребенка, его психики, формирования и становления как полноценной личности?
Социологические исследования свидетельствуют о том, что несовершеннолетние преступники, как правило, вырастают в семьях, которые отличает низкий уровень материальной обеспеченности, частые конфликты, родительский алкоголизм, напряжённые отношения между членами семьи. Пострадавшие от насилия дети рано приобщаются к употреблению алкоголя и наркотиков, легко становятся участниками криминальных акций, совершают суицидальные попытки, отстают в психическом развитии, не умеют установить доверительные, эмоционально теплые отношения, бродяжничают. Бывшие жертвы превращаются в насильников, и происходит процесс воспроизводства жестокости. Данные зарубежных исследований показывают, что 90% заключённых, осуждённых за насильственные преступления, подвергались в детском возрасте различным формам жестокого обращения.
Уважаемые взрослые! Внимательно относитесь к своему ребенку! Следите за его поведением, наблюдайте - в какие игры он играет, какие использует сюжеты игр, как общается со сверстниками, появились ли в его поведении, словах грубость, отчужденность, тревожность, импульсивность, бесконтрольность? Важно вовремя выявить причину этих проявлений и оказать ребенку необходимую помощь и поддержку.
И.Ф. ЛИХАЧЕВА, психолог, реабилитолог