Медиакарта
4:17 | 22 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Поймал свою птицу счастья!

Поймал свою птицу счастья!
15:50 | 22 ноября 2010
Источник: Светлый путь

«На далёком Севере, в Архангельской губернии, в семье охотника холодной суровой зимой заболел сын, и никто не мог ему помочь. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил тогда охотник у сына: «Что же ты хочешь?». Тихо-тихо прошептал мальчик: «Хочу увидеть солнышко…». А где ж его возьмёшь на Севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтобы теплее стало. Но огонь – не солнышко. Обратил внимание несчастный отец на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо, и понял он, как можно помочь ребёнку. Всю ночь работал охотник – вырезал из полена птицу! Настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил он чудесную птаху над кроватью сына, а она вдруг ожила: закружилась, запорхала в струях горячего воздуха, что шёл от печи. Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: «Ну, вот и солнышко!». С этого дня ребёнок стал быстро поправляться».

Не случайно сегодняшнюю историю я начала с этой старой легенды о птице, созданной исцелять людей, вселять в их сердца надежду. А может, дело вовсе не в чудесной птахе, а в человеке, сделавшем её с любовью, с душой? Ведь это светлое чувство, оно, как солнце, способно на любые чудеса!

Славный город Тобольск подарил немало выдающихся имён русской культуре, талантливых людей, есть среди них и художники, и скульпторы, и светила науки, литературы, музыки, и умельцы народных промыслов, о которых никто и никогда не слышал, не видел их талантливых работ. Да, мы о них не знаем, а ведь где-то там, наедине со своим вдохновением, фантазией, уединившись в своём мире, они творят, творят, творят.

С Андреем Чарковым я познакомилась на одном из областных фестивалей молодёжного актива. Многие его знают как психолога, специалиста комплексного центра социального обслуживания населения «Тавда». Люди привыкли видеть в нём человека, к которому всегда можно прийти и рассказать о наболевшем. У него такой богатый внутренний мир, в нём скрыт такой полёт фантазии! Мне посчастливилось побывать не только в творческой «колыбели» мастера, познакомиться со сказочными творениями его рук, но и заглянуть в потайную дверцу его души.

Андрей Чарков родился в Тобольске. В Нижней Тавде он живёт недавно, но уже успел создать семью, найти интересную работу, встретить новых друзей.

–У меня есть всё для того, чтобы считать себя счастливым человеком, - говорит он.

Есть у Андрея и любимое увлечение – в свободное время он занимается художественной работой с древесиной. Занятие для души давно переросло в профессиональное ремесло, дело всей жизни, мастер получает заказы на свои изделия из разных городов России.

–С чего началась Ваша творческая деятельность?

–Началось всё с того, что в 1992 году, мне тогда было всего 16 лет, я приехал в Петрозаводск в гости к дяде, знаменитому косторезу, члену Союза известных художников России Владимиру Михайловичу Баландину. Его работы находятся в различных музеях и частных коллекциях Финляндии, Германии, Франции. Мечтает дядя с выставкой посетить Тюмень, представить её и нижнетавдинцам. Когда я впервые зашёл в мастерскую костореза, то сразу же обратил внимание на большую величавую птицу, висевшую под потолком. Чудесная птаха была вырезана из мягкого дерева, крылья её, широко расправленные в полёте, напоминали роскошное венецианское опахало. Эта крылатая красавица сразу же поразила моё воображение. Захотелось самому сделать такую же! Попросил дядю показать все тонкости мастерства, я не мог уехать с «пустым пакетом» знаний. Владимир Михайлович рассказывал о качестве древесины, о хитростях её обработки, об инструментах резчика.

Вернувшись домой, Андрей сразу же помчался к своему дедушке Геннадию Кондратьевичу Долганову, стал выпрашивать у него опасную бритву, какими раньше пользовались вместо современных станков. Из неё сделал один из первых своих резцов. Позже отец заказал для него специальные стамески у кузнеца. Первые птицы счастья выходили неказистые и незамысловатые, но родители юноши (Василий Иванович и Маргарита Георгиевна), увидев чудесные поделки сына, искренне обрадовались его новому увлечению.

В лихие девяностые в жизни советского народа произошли изменения, непростое выпало время для страны, не обошло оно стороной и семью Чарковых. Изготовление щепных птиц отошло у Андрея на второй план, но желание заниматься любимым делом по-прежнему жило в душе: в своём воображении он вырезал всё новых и новых птиц счастья.

–Летом 2006 я приехал в деревню Аремзяны Тобольского района, где был загородный дом моей семьи. Случайно нашёл на полке свои первые инструменты для резьбы по дереву, уже запылившиеся под тяжестью времени. И тогда я решил сделать ту заветную птицу счастья, которая столько лет жила в моей душе. Я решил выпустить на волю свою мечту, показать её всему миру! Два года я живу в Нижней Тавде, и после работы, как обычно, спешу в мастерскую поработать с тавдинской сосной.

–Что нужно для того, чтобы сделать такую красивую птицу? – спрашиваю у мастера.

–Как я уже сказал, необходима древесина, я чаще всего использую сосну, и чем моложе дерево, тем оно пластичнее и мягче, тем легче с ним работать. Материал для заготовок приобретаю на местной пилораме, больше полугода сотрудничаю с её хозяином. Необходимые инструменты в работе – стамески, режущие ножи по дереву и специальные лезвия для расщепления, сверлильный станок. Хотелось бы ещё приобрести электролобзик и ручной фрез, которым делают узоры.

–Если не секрет, с чего же всё-таки начинается птица счастья?

–Сначала делается туловище и головка – это основание будущей птицы, затем крепится хвост и крылья…

–А может, покажете мастер-класс?

–С удовольствием! Берём заготовку в виде двух небольших брусков. Из одного по специальному шаблону вырезаем форму тела. Смотрите, как просто. Также по шаблону из второго бруска вырезаем стамеской форму пера. Всё это проделываем вручную. Шлифуем.

–Удивительно, что из двух маленьких дощечек получается такое красивое пышное оперенье!

–Дело в том, что древесину на некоторое время я замачиваю в воде, она размокает и затем хорошо расщепляется. Приготовленную форму закрепляем тисками и затем специальным ножом (волнообразное лезвие его очень тонкое и острое) делаем расщепления. Чем больше расщеплений, тем пышнее получаются крылья и хвост птицы. Мои красавицы созданы для полёта, они не похожи на обычные поделки из дерева. Я всегда об этом помню и стараюсь придать своим работам живой образ.

–Нет желания «одеть» птичек в какой-нибудь «наряд», как-то их раскрасить?

–В моей работе я использую лак и выжигатель по дереву. Лаковое покрытие придаёт птице гладкость и блеск, выжигатель покрывает её рисунком: хвост и крылья приобретают необычные вкрапления. Если верить легенде, то птицу счастья не желательно разрисовывать, она должна быть естественной. К тому же, со временем древесина меняет оттенки от золотисто-жёлтых до тёмно-красных, коричневых. Древесина от природы наделена целебными свойствами, поэтому «засорять» её химическими красителями вредно для здоровья.

–Как близкие относятся к Вашему увлечению?

–Они оказывают мне большую моральную поддержку и не только. Детям интересен сам процесс изготовления птиц, но пока они не пробовали себя в этом деле. Супруга помогает нанизывать красивые медальоны на атласные ленточки, завязывает их на шеи птахам. А вообще, первыми, кто поддержал меня в моём увлечении, были мои родители. Я до сих пор храню свои рабочие инструменты, которые подарил отец. У меня замечательная семья, очень их всех люблю!

–Значит, Вы свою птицу счастья всё-таки поймали?

–Выходит, что так, - с улыбкой признаётся мастер, - и живёт она здесь, в Нижней Тавде. Это моя жена Вера – главный помощник и вдохновитель. Она и есть моя птица счастья!

А на прощание Андрей Васильевич пообещал порадовать вскоре новыми работами, ещё более интересными и необычными. Не отпустил он и без заветного подарка. «Пусть и Вам эта птичка-невеличка принесёт долгожданное счастье», - пожелал мастер.

В древние времена щепную птицу, как фамильный тотем-оберег, подвешивали в красном углу горницы, где стоял обеденный стол. По вечерам на стол ставили самовар. Тёплый пар, исходивший от горячего сосуда, поднимался к потолку. Едва он касался лёгких перьев птицы, как она начинала медленно и плавно кружиться, заглядывая во все уголки избы, словно проверяя, всё ли в порядке, все ли в сборе, и не нарушен ли чем семейный лад.

Деревянную птицу хозяин дома чаще всего делал сам, благо инструменты для этого требовались самые простые – нож да топор. Отец передавал своё мастерство сыновьям, чтобы в будущем они научили делать диковинных птиц своих детей. Так на протяжении многих десятилетий сохранялось у северян это удивительное ремесло. Образ птицы – это образ посредника между нашим земным миром и небом, в котором есть покой и истинное счастье, к которому мы все стремимся.

Елизавета КУН,

Валерий КОМПАНЕЕЦ (фото)