Медиакарта
7:09 | 12 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Так ли живу, как надо…»

12:50 | 02 ноября 2018

Во исполнение постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Ишима эффективная практика тематической «Недели психологии» успешно реализована в средней школе № 12 г. Ишима. 

Введение

в тему

Интрига для учащихся и педагогов началась сразу же, как только в один из понедельников они ступили за порог учебного заведения. Нужно было стикером зелёного, жёлтого или красного цветов обозначить своё самочувствие на «Радуге настроений» и написать мнение на «Заборе желаний» на тему «Я хочу, чтобы в нашей школе...».

После пары обычных уроков – встреча в актовом зале со спикерами. Директор школы № 12 Лариса Бессонова, психолог центра социального обслуживания населения «Забота» Виталий Соболевич, психолог школы Наталья Линник и другие несколько приоткрыли задумки и ожидания взрослых от впервые проводимого комплекса мероприятий.

– В «Неделю психологии» мы поможем вам разобраться во многих вопросах, – сказала, обращаясь к ребятам, начальник отдела по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Ишима, заместитель председателя КДН Лилия Прокопьева. – Они есть у каждого. Учитесь искать ответы, не стесняйтесь спрашивать, можно и анонимно, тогда и проблем не возникнет. Вы растёте, и, чтобы стать успешной личностью, вам предстоит бесконечное познание.

Погружение

в новое

Такую характеристику «Неделе психологии» дала Наталья Линник. В тандеме с Виталием Соболевичем она – главный координатор программы. А это профилактико-разъяснительные беседы с инспектором ОДН Надеждой Ракитиной и помощником межрайонного прокурора Русланом Хайдаровым, лекционно-практические занятия: «Конфликты решаем конструктивно» – с Виталием Соболевичем, «Я расту, я развиваюсь» – с психологами Натальей Очековой и Юлией Поповой, диспут «Свобода, ответственность, выбор», консультации по правовым вопросам в параллели 9-х классов – с Лилией Прокопьевой.

Получение знаний, осознание внутреннего мира, своего «Я» проходило и через игры, арт-терапию песком «Сделай жизнь интересной», фотозону «Солнечная улыбка», радиопередачи на переменах, когда звучали спокойная музыка и притчи.

На диагностику с целью выявления социометрического статуса каждого ученика, более объективной картины эмоциональной атмосферы класса, тренинги по сплочению коллектива были приглашены психологи других школ.

В соцопросе «Мои ценности» участвовали 55 старшеклассников. Наталья Линник поясняет: призывали подумать о смысле жизни, планах, и получилось общение на высокие темы. Отрадно, что в пятёрку важных сфер ребята включили: наличие верных друзей, активную деятельную жизнь, здоровье, уверенность в себе, свободу и самостоятельность. Далее: вариант «интересная работа» выбран наравне с «развлечениями». Вновь задача для наставников – научить детей выбирать качественный отдых с пользой для развития, здоровья.

При подведении итогов учащиеся дали хорошие отзывы о мероприятиях, высказали пожелание чаще устраивать акции «Тайный друг», «Волшебная коробка пожеланий», «Следопыты». Фразу «Неделя получилась...» они продолжили эпитетами «…классная, развивающая, познавательная, впечатляющая, неожиданная, необычная».

– Важны практические советы и навыки общения, – уточняет ученица 9 класса Дарья Дегтяренко. – Я помогала в организации всех дел, рисовала, проводила соцопрос. Мне понравилось, наблюдала искренний интерес и у других. Даже возникло желание выбрать профессию психолога. Мы лучше узнали друг друга и себя.

Задачи

на будущее

Решено в школе на постоянной основе оставить почту для психолога. И это – уже одно из предложений специалистов с круглого стола, на котором провели первичный анализ, сошлись во мнении: успеху способствовало содружество всех ведомств.

Организаторы получили и подтверждение актуальности таких «Недель», и вдохновение! О нём особенно говорила Лилия Прокопьева, когда вернулась с диспута по правовым знаниям. Девятиклассники активно обсуждали с ней примеры из практики и вопросы: чем правонарушение отличается от преступления, почему нельзя пользоваться найденной или тем более украденной кем-то вещью, размышляли, какие проступки можно простить, а какие нет, называя в первом случае, например, опоздание, а во втором – предательство, убийство, отречение.

– Мы понимаем, какой минимум знаний необходим школьникам, на чём заострить внимание при профилактической работе, – сказала Лилия Александровна за круглым столом. – Для нас это – лакмусовая бумажка: какие формы выбрать, каких специалистов приглашать. Думаю, дети уяснили, что на всё есть ответы в рамках правового поля и, второе: самопознанием нужно заниматься всю жизнь.

С 2016 года тематические «Недели психологии» прошли во многих городских школах и многопрофильном техникуме. По наблюдениям Виталия Соболевича, автора этой программы, алгоритм действий в каждом учебном заведении разный, но цель едина – закрепить силу воли во внутреннем мире подростков, чтобы они умели противостоять негативным факторам среды. «Один ученик может испортить весь класс, – считает специалист, – но, если весь класс готов к такому ученику, он будет одинок и уже ему придётся меняться, принимать социальные нормы коллектива. Программа зарекомендовала себя как эффективная социальная практика. У неё есть и ещё одно достоинство: мы помогаем сделать разнообразнее инновационную деятельность школ».

– Спасибо всем за инициативу, участие, – сказала в завершение обсуждения Лариса Бессонова, – педагоги и учащиеся приняли правила всех полезных дел, восприняли предложения на позитиве. Мы планируем дальнейшую работу с каждым классом.

Лариса Юрьевна назвала успешной и совместную с родителями акцию «Между нами, девочками». Фельдшер и мастера-парикмахеры рассказывают, как ухаживать за волосами, демонстрируют причёски с учётом и школьного дресс-кода, и для свободных пятниц, периодически практикуемых в 12-й школе, когда можно прийти на занятия и не в форме, и с кудрями.

Вот такая активная учебная неделя, подарившая каждому её участнику размышления – о себе и мире... Сама жизнь в это время словно проверяла ребят и взрослых на состоятельность, подбросив, к примеру, сложную ситуацию с экзаменом на сочувствие и поддержку. И тогда на помощь пришли именно психологи совместно с представителями заинтересованных силовых структур. В этом тоже подсказка: не замыкаться в себе, в случае необходимости – положиться на наставника.

Автор: Людмила МАРИКОВА.