Круглый стол издревле считается символом гармонии, умиротворения и бесконечности. Он способен вместить большее количество гостей, а общение, неразделённое углами и параллелями, складывается легче, свободнее и душевнее. Поэтому его наличие в доме говорит о том, что здесь живёт дружная счастливая семья.
Именно за такой уютный стол усадили меня супруги Эльмурзиевы. Бекхан и Лидия вместе уже 21 год, но их соединённые брачным союзом способности любить, понимать друг друга, сообща преодолевать житейские трудности прививались гораздо раньше, ещё в родительских семьях.
Лидин дедушка – Франц Гольцман – из числа тех немцев, что были высланы в Великую Отечественную из Поволжья в Сибирь. Здесь, в Упорово, у подножия Острого бугра он когда-то построил добротный дом, который стоит по сей день. В нём они с женой и жили, воспитывали детей. Их дочь, повзрослев, полюбила приехавшего в эти края молодого строителя из Ингушетии. Так образовалась семья Хамида и Ирины Харсиевых, в которой вскоре появилась на свет дочь.
Большая страна Советов была страной строек, где постоянно требовались рабочие руки. Многие тогда переезжали из одного её конца в другой. Во второй половине 80-х, а точнее в 1986 году, на упоровской земле обрела свой постоянный дом другая ингушская семья. У приехавших Саламбека и Любы (именно так в паспорте, но родные зовут её Соней) Эльмурзиевых подрастали пятеро детей, старшему сыну Бекхану уже было 16 лет. Неудивительно, что Хамид и Саламбек, рождённые в одной горной республике, имеющие одинаковую профессию, вскоре стали общаться, а затем и дружить семьями. Кто не хочет счастья своим детям? Стоит ли искать им судьбу далеко, если есть к кому присмотреться рядом? Любящие родительские глаза оказались зоркими, не прогадали, познакомив Лиду и Бекхана.
Девушка тогда училась на втором курсе сельскохозяйственной академии, а парень, научившись у отца строительному делу, уже успел заработать на первую машину. На правах жениха он нередко на своём белом «Форде» мчался в Тюмень из Масалей, чтобы побаловать любимую появившимися тогда в продаже заморскими «Сникерсами» и «Марсами».
Поженились молодые люди 24 августа 1997 года, жить стали в Масалях, рядом с родителями мужа.
– Мне, конечно, пришлось перевестись на заочку, у ветеринарного факультета, на котором я училась, такой формы не было, поэтому специальность у меня в итоге – зоотехник, – рассказывает улыбчивая Лида. Её муж улыбается гораздо реже, но суровым он отнюдь не выглядит. Под его тёплым ласковым взглядом жена продолжает вспоминать прожитые годы. С большим интересом, поглядывая то на маму, то на отца, вместе со мной слушает семейную историю и старший сын Эльмурзиевых.
– Через год у нас Ибрагим родился, – кивает в его сторону Лида. – Мы тогда в бараке жили. Я мышей боюсь жутко, а там они просто табуном ходили. Конечно, мне после маминой-то благоустроенной квартиры в райцентре, очень нелегко было к такому быту привыкнуть, но ничего. Семь лет там прожили, пока свой дом не построили. Я за это время и высшее образование получила, и в «Ниве-Агро» зоотехником работала.
В том первом их доме в Масалях родился ещё один сын Ислам, старший к тому времени благодаря учителю уже всерьёз увлёкся спортом и начал просить родителей о переезде в райцентр. Нужна была поддержка и маме Лиды. Поэтому супруги и переехали в Упорово, тем более, что к определённому месту глава семьи привязан не был, он так и продолжает привитое отцом дело, работая по подряду.
Жена им гордится:
– Помните, про мужскую задачу в жизни – дерево, дом и сын? Так вот, Бекхан построил два дома, подарил мне двух сыновей и посадил много деревьев.
Интересно, что дом в райцентре был построен, можно сказать, на родовом месте. Его два этажа из красного кирпича пять лет назад вознеслись рядом с избой, срубленной когда-то дедом Лидии. Именно в нём всей большой роднёй отмечали столетний юбилей Франца Францевича.
Такое ощущение, что преемственность в этой семье распространяется буквально на всё – будь то место жительства, выбор профессии или увлечения.
Например, Ибрагим, будучи школьником, завоёвывал медали в тяжёлой атлетике, принеся их немало в копилку сборной района и получил разряд КМС по гиревому спорту. Сейчас его брат, 11-летний Ислам, сначала вполне успешно пробовал свои силы в бильярде, но потом увлёкся дзюдо и уже в первый год занятий получил медаль за победу на первенстве района в своём весе.
Ни одна интересная закономерность обнаружилась во время беседы, ни одна чашка чая была выпита под жёлтым абажуром в просторной кухне. То ли дело в ингушском гостеприимстве, подпитанном сибирской основательностью, то ли в магии круглых столов. Но осенний вечер, проведённый в семье Эльмурзиевых, почему-то перестал быть холодным, а я вдруг стала не просто журналистом, а добрым знакомым.
Фото автора.