Ещё в 2008 году в своём послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев высказал идею подготовки национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Этот проект был разработан. И сейчас речь идёт о его реализации. Суть его заключается в том, что должна сформироваться принципиально новая образовательная система. Молодёжи будут прививаться навыки непрерывного образования, умения обучаться в течение всей жизни. Так что же представляет собой идея «Наша новая школа»? Какие мероприятия планируется провести в Год учителя? Об этом и многом другом нашему корреспонденту Тамаре Носковой рассказывает начальник отдела образования районной администрации Н.С. ВОЛОКОНЦЕВА.
– Надежда Семёновна, так какой же должна быть новая школа?
– Главным результатом школьного образования должно быть не только обеспечение качественного образования, соответствующего государственному стандарту, но и создание условий для опережающего развития детей. Новая школа – это новые требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основных образовательных программ, к школьной инфраструктуре, к профессиональной компетенции педагога. Особое значение будет придаваться внеучебной занятости учащихся. Этой цели будут служить кружки, спортивные секции, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования. Школа должна быть открытой и понятной для родителей и общества, быть центром досуга и в будни, и в воскресные дни.
– На очередной конференции учителей, которая состоялась в августе 2009 года, педагоги говорили об основных направлениях развития общего образования. Над какими ключевыми моментами они будут работать в ближайшем будущем?
– Во-первых, это обновление образовательных стандартов. Уже в школе дети должны раскрыть свои способности, сориентироваться в современном мире. Во-вторых, одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвлённая система поиска и поддержки талантливых, одарённых детей. Третье – это развитие учительского потенциала. По проекту «Новая школа» внедряется система моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов. Конечно, постоянное повышение квалификации учителей, их переподготовка – основная задача школьных руководителей. Школьные коллективы по проекту «Наша новая школа» могут пополняться работниками, не имеющими педагогического образования. Главное, чтобы они любили детей и умели работать с ними.
Безусловно, школа как по форме, так и по содержанию должна меняться. Таким образом, школьная инфраструктура – четвёртое направление в работе. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом.
Здоровье учащихся – также одно из важнейших направлений в работе. Именно в школьный период формируется образ жизни человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги.
– Приоритетный национальный проект «Образование» действует в РФ уже несколько лет. Удалось добиться каких-то результатов за эти годы?
– _Разумеется. Работа отдела образования по реализации ПНП «Образование» в 2009 году была спланирована по направлениям. Это и стимулирование общеобразовательных учреждений, которые активно внедряют инновационные образовательные программы, и поощрение лучших учителей, и поддержка способной и талантливой молодёжи, и внедрение совеременных образовательных технологий; и оснащение школ.
Только за 2009 год 4 учителя из Казанского района получили грант Президента РФ в размере 100 тысяч рублей каждый. В районе созданы и функционируют 3 школы-центра воспитательной и досуговой работы. На их базе работают 57 объединений по интересам, 18 секций. А всего за 4 года гранты по итогам конкурсов ПНП «Образование» получило 16 педагогов и 2 школы (Казанская – в 2006 году, Новоселезнёвская – в 2007-м).
В настоящее время в школах района создана неплохая материальная база. Если говорить об информационно-коммуникационных технологиях, то сейчас у нас есть 330 компьютеров (это по всему району), 960 электронных учебных пособий по предметам, 15 интерактивных досок. В 2007 году школы района, включая структурные подразделения, получили лицензионное обеспечение. В 3-х базовых школах района успешно используется программа «Net-школа». На базе Казанской школы создан замечательный конференц-зал, в котором будут проводиться мероприятия в режиме видеоконференций. Ежегодно учащиеся 11-х классов принимают участие в интернет-олимпиадах и занимают призовые места. В конце 2009 года учащиеся 4-х школ района приняли участие во всероссийском игровом конкурсе «КИТ – компьютеры, информатика, технологии». Кстати, информатика на сегодняшний день ведётся во всех школах района. В виде предметов школьного компонента введены учебные курсы «Информационные технологии в предметах». И теперь уже 75% учителей используют электронные ресурсы в образовательном процессе._
– Один из основных показателей работы педагогических коллективов любой школы – результаты единых государственных экзаменов. В 2008/09 учебном году они вас порадовали?
– Государственная итоговая аттестация в формате ЕГЭ проводилась в районе по 9 общеобразовательным предметам. По математике средний балл по району составил 49,6 (по области – 48,5), по русскому языку – 55,9 (по области – 58,5). По ряду предметов – математике, обществознании, истории России, литературе, географии, физике – выпускники школ района показали результаты выше среднеобластных. По русскому языку, биологии и химии результаты ниже областного уровня.
– Чтобы многому научить ребёнка, нужен компетентный, профессиональный педагог. Выходит, что он и сам постоянно должен учиться?
– Повышению уровня профессиональной компетентности педагогов уделяется большое внимание. Это и курсовая подготовка, и различного рода семинары, и обучение по программе «Современный образовательный менеджмент» для директоров школ, и курсы для вновь назначенных директоров и завучей. Отдел образования усилил контроль за работой школ по проведению аттестаций, за результативностью работы по повышению профессионализма учителей.
– В начале нашего разговора мы говорили об обновлении образовательных стандартов. Они невозможны без системы оценки качества образования. Кроме ЕГЭ, введённого несколько лет назад, что нового ещё появилось в школе ХХI века?
– Считаем, что система оценки качества должна быть независимой. И в настоящее время уже введены новшества – региональные контрольные работы по русскому языку и математике в старших классах в формате ЕГЭ. Контрольно-измерительные материалы, используемые на контрольных, имеют статус секретности.
– «Школа – территория здоровья». В этих трёх словах уместилось, пожалуй, одно из самых главных направлений в работе педагогических коллективов. Я правильно мыслю?
– Весь учебный процесс педагоги строят так, чтобы сохранить здоровье детей. Создаются школьные программы по охране здоровья учащихся, соблюдаются гигиенические нормы и санитарные правила. В настоящее время работает классно-урочная система обучения. Расписание занятий скорректировано так, чтобы класс занимался в течение всего дня в одном и том же кабинете. Это даёт возможность детям отдохнуть на переменах, не перемещаться по школе в поисках кабинета, не переносить тяжёлый ранец или сумку. Да и парты настроены соответствующим образом под рост ребёнка. Большое значение имеет и организация питания детей. Оно должно быть качественным и сбалансированным. А меню утверждает Роспотребнадзор.
Многие школы работают, используя технологии по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Например, методика В. Базарного стала в нашем районе популярной, её используют многие педагоги.
– И последний вопрос. Как планируете в этом году провести традиционный конкурс «Учитель года»? Возможно, в связи с Годом учителя он пройдёт как-то по-особенному?
– Конкурс пройдёт традиционно, в несколько туров. Первый – среди учителей-предметников в рамках методических объединений. Второй – районный, в котором примут участие лучшие педагоги. А третий тур – областной. Надеемся, что и в этом году в районе найдутся претенденты на участие в конкурсе областного масштаба.
Тамара Носкова
Фото автора Конференц-зал