Медиакарта
5:06 | 23 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Конституция – основной закон государства

01:56 | 13 декабря 2018
Источник: Сельская новь

Необходимость разработки и принятия пятой Конституции в 1993 году в России была обусловлена рядом объективных факторов: во-первых, Россия стала суверенным государством в связи с распадом Советского Союза, во-вторых, началась смена общественных и производственных отношений - переход к рыночной экономике, в-третьих, появился институт президентской власти и, в-четвёртых, с подписанием Федеративного договора существенно менялись федеративные отношения, разграничивались полномочия между Российской Федерацией и её субъектами, приобретали статус субъектов Федерации края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

В конце 1992 года обострились отношения между законодательной властью в лице Съезда народных депутатов и Верховного Совета и исполнительной властью, возглавляемой Президентом России Б. Ельциным. Среди причин конфликта ветвей власти - отсутствие чёткого разграничения полномочий между законодательной и исполнительной властями, различные подходы к реализации рыночных отношений и приватизации государственной собственности.

Тюменская область была крайне заинтересована в вопросе о том, как в новой Конституции России будут закреплены статус Тюменской области и входящих в её состав Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Было предельно ясно, что юг Тюменской области много потеряет в экономическом и социальном развитии, в доходах областного бюджета, если автономные округа выйдут из состава области.

В перспективе и автономные округа проигрывали в динамике развития без юга области. В принципе, между органами государственной власти области и автономными округами в течение 1990-1992 гг. сложились достаточно конструктивные отношения, особенно между областным и окружными Советами народных депутатов.

Вместе с тем, отсутствие в проекте Конституции нормы, определяющей конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации с входящим в его состав другим субъектом Федерации - автономным округом, юридически выводило автономный округ из состава края, области.

В первоначальном проекте область и автономные округа были по своему статусу разделены территориально.

Органами государственной власти семи субъектов РФ, в состав которых входили автономные округа, была предложена следующая поправка 65-й статьи проекта Конституции, разработанная представителями Тюменской области: "Автономный округ может входить в край, область.

Особенности правового статуса края (области), в состав которого входят автономные округа, определяются федеральным законом об основах регулирования взаимоотношений краёв (областей) и входящих в их состав автономных округов, федеральными законами о крае (области). Особенности правового статуса автономного округа определяются федеральными законами.

Правовой статус республики, края, области, автономной области, автономного округа не может быть изменён без их согласия".

Координатор группы представителей органов государственной власти субъектов Федерации С. Шахрай предложил в течение дня согласовать указанную выше редакцию с представителями органов государственной власти автономных округов. Представители автономных округов согласились поддержать предлагаемую редакцию при условии, если в статью 65 проекта Конституции будет включена следующая норма: "По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе" (ч. 3 ст. 66 Конституции РФ 1993 г.).

Согласие было найдено, указанные редакции были поддержаны группой (секцией) представителей органов государственной власти субъектов Федерации и затем, с учётом редакционной правки, вошли в проект Конституции РФ.

Конституционное закрепление статуса края, области с входящими в их состав автономным округом сохранило территориальную целостность этих краёв, областей и предоставило возможность самостоятельно решать вопросы взаимоотношений. В дальнейшем сложность указанной конституционной нормы повлекла рассмотрение в Конституционном суде Российской Федерации дела о толковании части 4 статьи 66 Конституции России.

В. Ульянов, депутат Тюменской областной Думы V и VI созывов, заслуженный юрист РФ, член Конституционного Совещания 1993 года

Фото из личного архива депутата