Совместное мероприятие — круглый стол — Тюменского отделения Российского исторического общества (РИО), фонда «Возрождение Тобольска» и «Тобольской правды» состоялось в редакции городской газеты в канун 150-летнего юбилея Григория Распутина, который будет отмечаться 21 января.
К разговору были приглашены председатель Тюменского отделения РИО, директор Тобольского педагогического института (филиала) Тюменского госуниверситета, доктор исторических наук Сергей Шилов, председатель президиума фонда «Возрождение Тобольска» Аркадий Елфимов, писатель, доктор исторических наук, профессор Вячеслав Софронов, член общественной палаты Тобольска Алексей Нескоров, священник, настоятель храма апостола Андрея Первозванного протоиерей Михаил Денисов, обозреватель «Тобольской правды» Анна Щербинина, главный редактор «Тобольской правды» и «Советской Сибири» Тимур Волков.
Разговор начался с истории моей бабушки: когда ей было лет 9-12, вместе со своим отцом на лошади отправилась она из села Караульный Яр в другую деревню на крестьянскую свадьбу, деньги на которую дал Распутин. По словам моей бабушки, в девичестве Ольги Аксариной, он вообще помогал крестьянам-землякам. И крестьяне говорили о нём как о благодетеле, с уважением. Но вместе с тем и побаивались. Уж больно у Григория взгляд был тяжёлый. За свадебным столом Ольга очутилась напротив высокого гостя, отчего очень смущалась. Девочка ощутила на себе этот самый распутинский взгляд. Я услышала от бабушки эту историю, когда мне было десять лет.
Неожиданно для всех и Вячеслав Софронов рассказал, как его бабушка, тоже Ольга, учащаяся женской гимназии, видела Распутина. Он приехал на торжества в гимназию и подарил гимназисткам маленькие деревянные изделия. Бабушке Софронова достался крестик.
Эти воспоминания помогли перевести разговор в нужное русло – участники круглого стола говорили о Распутине как о живом человеке, которому свойственны слабости, противоречия, а не как об абстрактной исторической личности. И пытались разобраться, в чём же был его феномен.
Мнения по поводу Распутина разделились. Одни говорили о его разгульном образе жизни, другие – о том, что он был вегетарианцем и трезвенником. Разошлись во мнении относительно его святости, отношений с церковью и его роли при царском дворе.
Отец Михаил озвучил решение Архиерейского собора русской православной церкви от 4 октября 2004 года, в котором однозначно говорится, что оснований для причисления Григория Распутина к лику святых нет.
Согласно заключению Синодальной комиссии, «немногочисленные сочинения, приписываемые Распутину, свидетельствуют не только о богословском невежестве сибирского «старца», но и о его приверженности духовным настроениям, свойственным сектантам мистическо-харизматического толка». Остаётся открытым, заметил отец Михаил, и вопрос о непосредственных связях Распутина с сектой хлыстов. Он также процитировал председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия: «При этом неоднократно отмечавшиеся современниками гипнотические способности Григория Распутина, которые в конце петербургского периода своей жизни он совершенствовал под руководством профессионального гипнотизёра, могут свидетельствовать не о благодатной одарённости Распутина, а о влиянии на него псевдомолитвенной, экстатической религиозности мистических сект». Митрополит Ювеналий также отметил «безнравственность Распутина», выражающуюся в «безудержном пьянстве и разврате», что было засвидетельствовано многочисленными и весьма авторитетными современниками, такими как преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна, обер-прокурор Самарин, председатель совета министров Столыпин.
Ну, с позицией Русской православной церкви всё ясно. В миру же всё куда сложней. Вот и у историков в отношении Распутина множество вопросов, причём открытых. И вполне вероятно, что на часть из них можно найти ответы на его малой родине, в частности в Тобольске.
На круглом столе прозвучал ряд предложений. Все его участники согласились с тем, что в целях развития въездного туризма следует использовать как объекты туристического показа дома, в которых останавливался Распутин, можно разработать экскурсионный маршрут по местам его пребывания в городе. Всё это увеличит интерес к Тобольску со стороны отечественных и зарубежных туристов.
А вот идею с установкой памятника Распутину, которую предложил Алексей Нескоров, поддержали с осторожностью. Дело в том, что из тех, кому должны быть памятники в Тобольске, уже существует очередь.
Подобные круглые столы, посвящённые истории Тобольска, Сибирской и Тобольской губернии, тоболякам, внёсшим свой вклад в развитие страны, решено проводить на площадке «Тобольской правды» регулярно.