Однажды кто-то сказал: чтобы быть счастливым, нужно родиться в нужное
время и в нужной семье.
Мне было четыре года, когда я в первый раз переступила порог школы, где
моя тётя преподавала русский язык и литературу. Навсегда в памяти
остались рассказы дедушки, учителя начальных классов, о событиях
школьной жизни. Казалось, он знает всё и обо всём. Самый главный
праздник в нашей семье - не день рождения и даже не Новый год, а
августовская педагогическая конференция. Именно к ней тётя всегда
покупала новое платье, делала красивую причёску, и в доме царила
атмосфера праздника и ожидания чего-то нового и грандиозного.
Вопрос о выборе профессии после окончания школы для меня не стоял.
Оказывается, по наследству могут передаваться не только болезни и
пристрастия, но и профессии. Я - учитель, и не могу иначе! Моё место
рядом с детьми. Рядом и чуть-чуть впереди.
Педагогическая деятельность - это создание мозаики, где образ
складывается из кусочков, которые нужно подобрать по цвету и размеру.
Работа кропотливая, трудоёмкая. Иногда части не совпадают, приходится
начинать всё сначала, подбирать детали заново, менять местами.
Необходимо урок сделать таким, чтобы он решал не только обычную задачу -
дать знания, но и учил творчески мыслить, искать, выбирать и принимать
решения.
Каждый учитель должен заботиться о престиже своей профессии, осознавать,
для чего он в неё пришёл. Наверное, естественны и мысли, которые рано
или поздно приходят в голову педагога: а правильно ли я выбрала
профессию? Своим ли делом занимаюсь?
Нелегко воспитать, научить маленького человека, превратить пришедшего
несмышлёныша в успешного ученика. Много на этом пути трудностей,
проблемных моментов, слёз печали и радости. Но всё же есть плоды труда,
когда можно обернуться и сказать: да, я на своём месте, я люблю детей,
люблю школу, люблю свою работу! Я счастлива. Восточная мудрость гласит:
"Бери - даря, даря - бери". И это так. Дети доверяют мне свои маленькие
сердечки. Поэтому всё-таки хорошо, что я работаю в школе.
Малютки-ученики становятся подготовленными к нелёгкой школьной жизни. А
я отдаю им частицу своей души, жизни, а значит себя.
Кстати, я неплохая актриса, в школьные и студенческие годы занималась в
театральном кружке. Может, моё место на сцене, на театральных
подмостках? И тут же спорю сама с собой: разве учитель не актёр?
Учителю, будто актёру, кричат: "Ваш выход". И он выходит в свете детских
глаз, которые насквозь пронизывают его, заставляя контролировать каждый
жест, каждое слово, каждый поступок. Но есть и большое отличие, у
учителя перед уроком не бывает репетиций. Есть роль в детских судьбах. А
какая она - главная или эпизодическая - решать каждому из нас.
Мария ВЕРБИЦКАЯ,
учитель начальных классов, почетный работник образования Тюменского
района.