Молодой специалист Юлия Черепанова, работающая первый год в начальной
школе, надеется, что появятся какие-то изменения в образовании, которые
активизируют приход выпускников вузов в школы.
Время покажет, а пока большая часть молодых учителей не идут работать по
специальности. По мнению экспертов, основная причина нехватки учителей в
России - низкая зарплата. Министр образования и науки Андрей Фурсенко
отметил это в одном из интервью: "Официально до 70%, а неофициально и
все 90% выпускников педагогических вузов идут работать кем угодно -
менеджерами, официантами, экскурсоводами, только не учителями".
Как считает Ю.В.Черепанова, их отпугивают низкая заработная плата и
отсутствие перспективы на будущее. Она и сама, откровенно говоря,
боялась идти работать в школу, но всё-таки решила попробовать, пока - не
пожалела. Но вопрос остаётся открытым: что делать с нехваткой
преподавательских кадров?
За ответом на этот вопрос я обратилась к директору одной из начальных
школ Тюменского района Наталье Константиновне Росляковой:
- Не секрет, что основная причина непопулярности учительской профессии -
это низкая заработная плата и жильё. В большинстве случаев, жильё
выдвигается на первое место. Существуют областная и районная программы,
направленные на обеспечение молодых специалистов и молодых семей. Всё бы
хорошо, но есть одно "но" - молодая семья для участия в областной
программе должна располагать собственными средствами в размере не менее
30 процентов от расчётной стоимости приобретаемой квартиры или
строящегося дома. У многих таких денег нет.
В нашем районе существует практика заключения четырёхсторонних договоров
- между молодым специалистом, образовательным учреждением,
администрацией муниципального образования и управлением образования. На
основе такого договора молодому специалисту, приехавшему на работу в
сельскую школу, предоставляют серьёзную помощь: льготы при оплате
коммунальных услуг; земельный участок под индивидуальное жилищное
строительство, рабочее место для супруга или супруги молодого
специалиста, место в дошкольном учреждении, если у них есть ребёнок.
Хотелось бы надеяться, что в ближайшем времени данные гарантии будут
закреплены и на уровне государства, а у учителей появится больше
стимулов для прихода на работу в сельскую школу.
Ю.В.Черепанова рассказывает:
- Да, не скажу, что профессия учителя - это лёгкий труд, ведь к детям
нужен особый подход, сейчас такое время, что многие ребята приходят
избалованными, неуправляемыми. Подчас с ними очень тяжело. Но я не боюсь
трудностей, мне интересно работать с учениками, ведь они все разные, у
каждого свои способности. Что же касается зарплаты, то, без материальной
поддержки мужа я вряд ли смогла позволить что-то большее. Если же дадут
жильё, это будет хорошим стимулом для меня.
Стоит обратить внимание и на то, что в большинстве школ преподают
исключительно женщины. В основном не хватает учителей физкультуры,
информатики и технологии. Разве сможет прокормить семью учитель-мужчина,
если средняя заработная плата по Тюменской области составляет 14 тысяч
рублей? Думаю, ответ не требуется.
Сегодня ничего не делается для того, чтобы мужчины вернулись в школы.
Считается, что дефицит преподавателей - мужчин отрицательно сказывается
на психологическом здоровье мальчиков, особенно тех, кто растёт в
неполных семьях. Лишённые отцовского воспитания, они растут
бесхарактерными и легко поддаются влиянию.
От кого зависит решение данных проблем? И что покажет Год учителя?
Остаётся только верить. Недаром говорится: "Надежда умирает последней".
Анастасия ДИК.
п. Винзили.