Посёлок Дубровинский… Почему именно посёлок, а не село или деревня? Задавшись целью выяснить, чем отличаются эти населённые пункты друг от друга, я прибегла к услугам Интернета. Нахожу в Википедии: «В России до революции 1917 года село чётко отличалось от деревни: в селе обязательно была церковь – село, таким образом, являлось центром церковного прихода, объединяющего несколько близлежащих деревень». А вот «Посёлок – это первоначально небольшой населённый пункт, расположенный недалеко от города, основного селения, возникший преимущественно выделением от основного населённого пункта (дачный посёлок, курортный посёлок), либо возникший вокруг железнодорожной станции (пристанционный посёлок), фабрики (фабричный посёлок), завода (заводской посёлок)…».
Следуя этому описанию, посёлок Дубровинский тогда должен находиться неподалёку от центральной усадьбы – Масалей. Но на самом деле это «недалеко» исчисляется почти десятком километров.
Кстати, в Упоровском районе насчитывается 6 посёлков – помимо Дубровинского, есть ещё Кизак, Механизаторов, Емуртлинский, Октябрьский и Первомайский. И они, пожалуй, кроме Емуртлинского и Механизаторов, располагаются не рядом с основным селением.
Прибыв в выбранный нами пункт десантирования, мы, как обычно, разделились и пошли искать героев для нашей тематической страницы.
Конечно, когда на улице ни единой живой души – сделать это трудно. Вот пробежал трактор, опустил лопату, освобождая проезжую часть от свежевыпавшего снега (чувствуется, дороги здесь чистят регулярно). И опять всё стихло.
Где-то в глубине двора в непривычной тишине услышала стук топора. Отправилась на этот звук. Молодой человек колол дрова, которые кучей лежали на огороде. Познакомились… Виктор Хлебутин. Трудится в ЗАО «Нива-Агро», или в совхозе – так по старинке это сельхозпредприятие называют местные жители. В этот день у мужчины был выходной, и он подрядился помочь другу – нарубить дров для бани. Виктор родился и вырос в Дубровинском. В свои 35 лет он ещё не обзавёлся семьёй, живёт с родителями. На вопрос – почему не женишься, он засмеялся и ответил: «Да как бы неохота». В свободное от работы время в посёлке особо заняться нечем. В клуб Виктор ходит редко, там в основном «тусуется» ребятня. Остаётся Интернет, правда, и тот работает медленно.
Побеседовав с ним о местной жизни – спокойной, размеренной – я отправилась дальше.
У одного из домов на центральной улице посёлка увидела мужчину, убирающего снег, а рядом женщину, разговаривающую по мобильному телефону. Поспешила к ним. «Я Наталья Скороходова, а это мой муж Виктор. Приехал на обед, заодно решил и территорию расчистить», – сказала она. Надо отметить, что их часть двухквартирника выгодно отличалась от второй половины дома. «Когда мы переехали сюда из Казахстана в поисках лучшей доли, нам предоставили жильё, можно сказать, без окон и дверей. Везде были мусорные завалы. За те годы, что мы здесь поселились, отремонтировали крышу, стены обшили сайдингом, поменяли окна, пристроили веранду, сделали новые ворота, поставили стайку из красного леса», – говорит хозяйка дома.
На своём подворье супруги содержат корову, двух бычков-подростков, поросят, птицу. «Мясом-молоком мы себя снабжаем сами. Есть у нас и большой огород, где выращиваем все овощи», – продолжила свой рассказ моя собеседница. Сейчас Наталья и Виктор живут одни. Старший сын Александр в Казахстане, дочь Людмила рядом с родителями в Дубровинском, самый младший Виталий – военный, служит по контракту на Северном Кавказе. У Саши и Виталия по два ребёнка, у Людмилы одна дочь. Дети и внуки – особая гордость Натальи Геннадьевны. С какой теплотой и любовью она говорила о каждом из них.
И дети заботятся о родителях. Например, Виталий, понимая, что в сельской местности жить трудно, предлагает переехать им в Тюмень в трёхкомнатную квартиру, которую он купил перед поездкой на службу. Сын жалеет мать, ведь у неё больные ноги. Женщина уже перенесла одну операцию, предстоит сделать ещё одну и на вторую ногу. А в городе всё-таки с лечением проще. Но Наталья не представляет себе, как можно жить без скота, огорода, в городском шуме. Поэтому в областной центр супруги пока не собираются. «Мы люди стальные, привыкшие ко всему», – подытожила наш разговор Наталья Скороходова.
Уже собираясь в сторону дома, мы заехали в местный небольшой магазин, принадлежащий ЗАО «Нива-Агро», где можно прикупить товары первой необходимости. Войдя в помещение, ощутили запах свежего духмяного хлеба, видимо, только что привезённого из Масалей. Несколько покупательниц пришли отовариться, а может, и просто посудачить о том о сём. Ведь где, как не в магазине, можно узнать все поселковые новости.
За прилавком посетителей всегда приветливо встречает Вера Хызова. В Дубровинском она проживает с 2003 года. Со своей семьёй сюда она переехала из Армизонского района. По специальности бухгалтер. Сначала устроилась на ферму дояркой, потом перешла в магазин. У неё два сына. Старший Сергей – военный, живёт в Санкт-Петербурге, Антон учится в Тюмени в аспирантуре. Несмотря на то, что Вера Васильевна уже три года на пенсии, продолжает ещё работать. Да и хозяйство ведёт: держит корову, поросят, кур, гусей. «Жить мне здесь нравится, – говорит женщина. – У нас спокойно, люди все хорошие, работящие».
Вот так, двумя словами, сама того не ведая, она охарактеризовала бытие своих земляков. А ведь на таких людях и держится земля российская.
Фото автора.