Как-то Леонид Рошаль – всемирно известный детский доктор – сказал: «Армянская семья – это больше чем семья». И возразить ему в этом трудно: отношения в семьях этого народа строятся на взаимном уважении, уважении к старшим поколениям, особом отношении к детям. Они чтят свои традиции, главной из которых можно назвать гостеприимство.
Если заглянуть в историю, то испокон веку армяне, как и другие народы Кавказа, строго соблюдали этот обычай. «Гость – от Бога», – считали они, и поэтому каждому, кто попросился на ночлег, всегда были готовы предоставить пищу и кров. И что интересно, в случае необходимости, постель или еду для путника можно было попросить даже у соседа, так как гость считался как бы общим. Этому человеку уделяли особое внимание, усаживали на самое почётное место за столом, развлекали.
Конечно, времена изменились, но незыблемой осталась традиция. В этом я смогла убедиться, когда пришла к Хачатрянам поговорить об их житье-бытье.
Меня встретила хранительница домашнего очага Соня Коляевна, которая незамедлительно выставила на стол угощения, и на мои отговорки, что я только что пообедала, никаких возражений не приняла. «Для нас гость – это святое», – сказала она.
Глава семьи был на работе. Думаю, что Ашота Папиновича особо представлять читателям не надо. Его знают не только в Упорово, но и во всём районе. Если надо купить обувь, мы идём в магазин, а если отремонтировать – то отправляемся к сапожных дел мастеру, коим и является Ашот.
В Сибирь из солнечной Армении Хачатряны приехали в середине 90-х годов прошлого века. В ту пору их семейный стаж уже равнялся двадцати годам. И всё это время они жили вместе с родителями Ашота. Так принято в армянских семьях. А поженились Соня и Ашот в январе 1978 года, через три года после знакомства. В 1975 году девушка приехала из родного Иджевана в г. Севан в гости к тёте. Эта поездка и стала судьбоносной. Вот уже 41 год они живут в любви и согласии. Соня – главная помощница своему супругу во всех делах.
Первым в Упорово поселился Ашот, которому здесь понравилось после того, как он побывал в гостях у своего друга Смбата Дургаряна. Соня с детьми перебралась немного позже – через два года. К тому времени старшей дочери Эльмире было уже 17 лет, сыну Эдгару – 16. Самому младшему – Эдварду – исполнилось 11, и он пошёл учиться в Упоровскую школу.
Сначала снимали квартиру, а в 2001 году купили свой дом.
Вслед за Ашотом в Упорово переселились его родной брат Радик, который занимается здесь ремонтом машин, и двоюродный брат Артур Геворгян, к нему жители района несут ремонтировать свои телевизоры.
Все дети Ашота и Сони уже вполне состоявшиеся люди, имеющие свои семьи. Зять Саша и сыновья заняты в строительном бизнесе. Полноправными членами клана Хачатрян стали и снохи Рипсиме и Юлия. Их Ашот Папинович и Соня Коляевна любят и относятся как к своим дочерям. Как, впрочем, в своё время приняли Соню и родители Ашота. Хочется отметить, что Эдвард взял в жёны русскую девушку. И она научилась всему, что должна уметь армянская женщина. Юля уже даже понимает по-армянски, хотя говорить пока не умеет. «А мы и не настаиваем. Захочет сама, выучит язык», – говорит моя собеседница.
Все дети живут в Тюмени, но они частые гости в родительском доме. Ни один праздник, ни одно семейное торжество не проходит без их участия. У бабы Сони и деда Ашота шесть внучек и два внука. О них Соня готова рассказывать бесконечно. В них она видит смысл своей жизни. «Дети – сладкие, а внуки – ещё слаще. Спасибо Богу, что у нас такие хорошие дети и внуки. Они наша гордость и главное богатство», – призналась моя героиня. А гордиться повод есть. Например, старший внук Арамаис, Эльмирин сын, учится в медицинской академии. Дочери Эдгара Сюзанна и София занимаются народными танцами и обучаются игре на фортепиано. Сын Эдварда Роберт нынче только пойдёт в первый класс, но по каратэ уже имеет второй пояс. А дочь Эвелина – отличница, любит мастерить своими руками поделки. Наверное, пошла в бабушку, которая увлечена вязанием, изготовлением нарядов для кукол. Кстати, вязать Соня научилась давно – ещё в классе третьем. Первым её изделием стали детские пинетки. Вообще, надо сказать, всем женским премудростям её научила мама – Седа Арутюнян, которая за ударный труд на деревообрабатывающем комбинате в своё время была награждена Орденом Ленина и золотой медалью «Герой труда».
Соня Коляевна очень любит выращивать цветы. В её доме целая оранжерея из комнатных растений. Как южный житель, она и в огороде старается посадить больше зелени, которой щедро сдабривает национальные блюда. Да и все овощи у Хачатрянов свои. В семье очень любят шашлык, голубцы, долму, курицу с полбой, овощное рагу, которое по-армянски называется аджабсандал.
Дети Сони и Ашота очень привязаны к своим родителям, почитают их и уважают. И в горе, и в радости они всегда рядом с ними. Например, когда в прошлом году маме с папой потребовалось лечение, они, не задумываясь, оплатили все расходы на различные дорогостоящие процедуры.
Для кавказцев характерны тесные родственные связи. Когда собираются родные и друзья Ашота и Сони во время праздников за общим столом, гости и хозяева обязательно слушают песни на армянском языке да танцуют народные танцы, которые напоминают им о далёкой Армении.
Блюда
от Сони Хачатрян
Шашлык
Свиные стейки посолить, поперчить чёрным и красным перцем (количество перца зависит от того, кто как любит – острее или не очень). Лук нарезать полукольцами, смешать его с мясом. Больше никаких ингредиентов не добавлять. Через два часа шашлык можно жарить на шампурах или решётке. Летом можно запечь на решётке и овощи – баклажаны, перец, помидоры. Они станут хорошим дополнением к мясу.
Аджабсандал
Почистить баклажаны и болгарский перец и порезать маленькими кусочками. Лук и помидоры, тоже предварительно измельчённые, обжарить на сковороде на сливочном масле. Всё соединить, влить немного воды и варить на медленном огне. Для остроты можно добавить чуть-чуть горького стручкового перца. В конце варки положить зелень петрушки, кинзы, укропа, чуть-чуть базилика.
Традиции
Армянские свадьбы проходят по определённой схеме. Сначала сватовство. В дом к невесте отправляют миджнорд кин (сваху). Это должна быть уважаемая женщина из семьи молодого человека. После этого к невесте отправляют сватов из числа родственников жениха. Переговоры должны пройти только с участием мужчин.
Отец невесты даёт согласие только во время второго сватовства: считается, что быстро соглашаясь на бракосочетание, родственники пытаются поскорее избавиться от девушки. Во время второго посещения сватов обговариваются детали следующего шага – обручения. Этот свадебный обычай говорит о начале тесных взаимоотношений между породнившимися семействами.
В условленный день будущие родственники сначала приходят в дом жениха. Родня со стороны юноши готовит дары (угощение, ювелирные украшения и т. д.). Во время застолья произносятся армянские тосты на свадьбу, собравшиеся желают молодым счастливой жизни и крепкой семьи. Застолье в доме жениха непродолжительное, затем гости идут в невестин дом, где тоже накрыт праздничный стол.
По армянскому обычаю, кавор (или посажённый отец) – это самая значимая фигура на свадьбе. Им может быть крёстный отец жениха или другой уважаемый мужчина, являющийся родственником жениха. Кавор выводит невесту и её подруг к столу, где будущей молодой жене дарят украшения. Затем кавор говорит о том, что обручение состоялось, а жених надевает невесте на безымянный палец левой руки колечко, украшенное камнем. Во время помолвки выбирают дату бракосочетания, платье невесты и другие атрибуты, характерные для армянской свадьбы. Что происходит непосредственно в день свадьбы?
Обычно подвенечное платье преподносят родственники жениха. В назначенный день делегация, состоящая из жениха, его родственников и, конечно же, кавора, забирает невесту у родителей. Шествие сопровождается зажигательной музыкой. Придя к дому, жених дарит родным невесты «сини» – блюда с фруктами, винами, сладостями, подарками, свадебным нарядом и украшениями для девушки. Жена кавора, каворкин, вместе с подругами невесты помогает девушке облачиться в свадебное платье.
На армянскую свадьбу принято дарить ювелирные украшения из золота и деньги. Гости во время застолья желают спокойной и долгой семейной жизни, а также здоровья и счастья молодожёнам. Не танцует лишь одна мать невесты, которая опечалена из-за того, что дочь ушла навсегда из отчего дома в семью к мужу.
Фото из архива семьи Хачатрян.