Медиакарта
2:34 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Владимир Кравченко – один из «вежливых людей»

Пять лет назад в эти февральские дни на Крымском полуострове начались небезызвестные события, названные впоследствии «Крымской весной». Тогда «вежливые люди» – военнослужащие российских военных баз на полуострове – не дали пролиться крови братских народов. Был среди них и падунец Владимир Кравченко.

На флот Владимир ушёл в 2013 году со студенческой скамьи: взял в университете академический отпуск и – в военкомат. Он ведь ещё школьником представлял, как наденет бескозырку и тельняшку, увидит далёкие берега. Но служить пришлось в Севастополе, где базировалась 810 отдельная бригада морской пехоты. Расстроиться Владимир не успел – по прибытии на место службы сразу понял, что попал в часть славную, боевую.

У севастопольцев к морпехам уважение особое. То, что наших военных в городе-герое любят, младший сержант Кравченко понял в первой же увольнительной. Множество российских матросов и офицеров на улицах, улыбающиеся им русские, украинские и татарские девушки. Ни о каких межнациональных и бытовых трениях и конфликтах и речи не было.

Поэтому, наверное, на новости с киевского майдана бойцы поначалу внимания не обращали. Да и командиры успокаивали: в 2004 году подобное на Украине уже было, и ничего – всё обошлось. Неожиданностью для всех вечером 23 февраля 2014 года стала команда на построение. Комбриг Герой России Владимир Белявский рассказал подчинённым про переворот в Киеве, бегство президента Януковича и захват националистами оружия в воинской части Мариуполя.

Бригада переходила на казарменное положение, а это значит, что были отменены увольнения, офицеры оставались на ночь в части, солдатам выдали оружие, расконсервировали и заправили технику. Первый приказ командира – не поддаваться на провокации и не допускать нападений на российские военные объекты.

Потом была объявлена повышенная антитеррористическая готовность. Морпехи всё время проводили в полевых выездах, контролируя стратегические дороги и объекты полуострова, блокировали базы вооружённых сил Украины.

– Страха не испытывал, но нервы были напряжены постоянно, – вспоминает Владимир Кравченко. – Вчера ещё украинские солдаты и офицеры к нам на пост приходили, разговаривали, сигаретами угощали, а сегодня стоим друг против друга в полной боевой, патроны в ствол досланы… Когда выдвигались на перехват «поездов дружбы» украинских националистов или групп смертников из крымских татар, как говорится, шерсть на загривке дыбом вставала. А когда узнали о событиях в Одессе, о первых боях в Донбассе, были уверены, что нас туда пошлют. Но, к счастью, приказа садиться на корабли не последовало. И в Крыму нам стрелять не пришлось, я по сей день бога благодарю за это …

Владимир вспоминает, как крымчане несли им на блок-посты воду, сигареты и угощение, как мужчины пожимали руки и благодарили за поддержку, как плакали женщины. Как радовался весь Крым, вернувшись в родную гавань – Россию.

В расположение части группа младшего сержанта Кравченко вернулась с боевых заданий одной из последних – в начале мая. Значительная часть сослуживцев Владимира к тому времени уехала в Керчь и Москву участвовать в парадах Победы. Но свой праздник был и у морпехов, оставшихся в Севастополе: воинов торжественно наградили медалями «За возвращение Крыма».

К тому времени до дембеля Владимиру Кравченко оставался только месяц. Вернувшись домой, он ещё долго привыкал просыпаться без команды «подъём», общаться не по уставу. Пять лет минуло с тех событий. Но морпех вспоминает боевых товарищей, свой «отпуск» в Крыму с чувством честно исполненного долга.

Автор: Алексей СЕВОСТЬЯНОВ Фото из семейного архива Кравченко