Медиакарта
8:15 | 23 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Тобол» на большом экране

Съёмки исторической саги по мотивам романа Алексея Иванова «Тобол», вышедшей на экраны 21 февраля, в древней столице Сибири начались в марте 2017-го. Но работы по подготовке к ним стартовали на год раньше.

Кремль – отличная декорация, но многие сцены предстояло снимать в антураже города XVIII века. Поэтому под горой решили возвести деревянные кварталы. Планировалось, что строения будут временными, но губернатор Владимир Якушев принял решение, что место съёмок станет туристическим комплексом «Старожилы Сибири», поэтому здания, струги, предметы обихода должны быть настоящими.

Город из-под топора. На поиски подходящего материала и мастеров, готовых в короткие сроки срубить городок, отправился лично генеральный продюсер фильма Олег Урушев вместе с руководством ЗАО «ЗАГРОС». Заехал он и к заводопетровскому лесозаготовителю Юрию Заварзину. Посмотрели сырьё, начали нанимать рубщиков. Оказалось, что специалисты по работе с деревом в дефиците: это умение раньше перенимали от дедов и отцов, а сейчас мастеров, как говорится, по пальцам пересчитать. Пришлось дополнительно привлекать бригады из Новоатьялово, Армизонского, Аромашевского и других районов.

Сначала лес планировали возить в Тобольск и уже на месте  складывать дома. Но Юрий Заварзин пояснил киношникам, что в этом случае может уйти в два раза больше стройматериала, ведь брёвна нужно подбирать друг к другу, а на заготовках это сделать проще.

И действительно, после отправки двух лесовозов москвичи поняли, что ялуторовчанин был прав.

Закипела работа. Топоры стучали с ноября по март без выходных. Единственное послабление мастера сделали на Новый год. Всего изготовили 11 срубов - от маленьких до двухэтажных. Примерно треть строений городка приехала в Тобольск из Ялуторовского района. А это - основные объекты съёмок: дома Ремезова и губернатора, церковь, конюшни и т.д.

Из зодчих - в актёры. Ещё во время подготовки декораций ялуторовского зодчего пригласили на пробы, и Юрий начал отращивать бороду. К марту растительность на лице была ещё скуповатой, поэтому первые съёмки он пропустил. А к лету совершенно случайно узнал, что в картине будет принимать участие и его друг - тюменский журналист Валерий Бычков. С ним вместе они и посещали съёмочную площадку, ради чего Заварзин даже взял отпуск.

Друзья играли горожан, служивых, купцов, а Валерий примерил образ священника.

В процессе поучаствовали и младшие Заварзины. Дочке Алисе досталась небольшая роль в массовке, а вот сыну Косте - сразу две, в одной из которых он был среди служивых, взятых под арест за драку, за которых вступается сам Ремезов. Один день поснимался и сосед Юрия - Виктор Завинский. Сам же Заварзин съездил на площадку 14 раз.

Последние кадры предстояло сделать в начале сентября. Юрия просили не уезжать до завершения, но в первый день осени он должен был отметить 50-летний юбилей, поэтому  вернулся в Ялуторовск. Но в памяти навсегда останутся общие дубли с Лазаревым, Дятловым. Кстати, последний с удовольствием фотографировался со всеми желающими, как и Сергей Степанченко и Евгений Мундум, а вот Назаров порой отказывал в совместном фото и даже просил некоторых удалить кадры, видимо, следуя какой-то примете.

Немало было и курьёзных случаев. К примеру, для сцены с приходом каравана из Китая пригнали 11 верблюдов и огромное количество лошадей, из-за такого масштаба дубли затягивались. Всеобщее удивление вызвали китайцы, которые по сценарию разгружали поклажу. Ровно в пять часов вечера они уходили с площадки и не соглашались работать после этого времени. Отказались они и от съёмок в воде.

Форс-мажор произошёл и во время горения «ковчега» - церкви, полной сподвижников религиозного фанатика Авдония. Строение подпалили, приготовились тушить, но погода стояла жаркая и сухая, стены быстро занялись огнём, и от постройки ничего не осталось. А декорация стоила несколько миллионов.

Юрию как актёру массовки выпала и редкая удача произнести в кадре текст. В эпизоде на таможне нужно было обратиться к губернатору с жалобой на мздоимство, но слов в сценарии не оказалось. В пылу импровизации вдруг родилась фраза: «Помоги, добрый человек!». В полнометражной версии этого кадра, к сожалению, нет, но, возможно, будет в сериале.

С реквизитом тоже случалось всякое. Порой в ножны была вложена сабля с обломленным лезвием, но на поясе она смотрелась колоритно. Одежду привезли с «Мосфильма», кожаная обувь оказалась очень удобной и практичной: в ней не потели ноги, размер, правда, не всегда подходил.

Борода – путёвка в кино. Именно это случилось и с программистом агротехнологического колледжа Виктором Лукашенко, который тоже принимал участие в съёмках. Витя - человек немаленький, и размер ноги у него соответствующий – 46. Неудобные колодки, высокие каблуки он вспоминает как страшный сон. «На песчаном покрытии ещё можно было отдохнуть, зарыв каблуки, а вот на камне - просто беда», - сетует он.

Цели сняться в «Тоболе» он не преследовал - просто в сентябре 2016-го решил отпустить бороду. А потом знакомые подсказали, что в Тобольск для массовки требуются актёры с растительностью на лице. Сначала были раздумья, отправлять ли заявку на кастинг, но один из коллег рассказал, что его родственник изготавливал декорации для этого фильма, и Виктор решил – почему бы и нет.

В социальных сетях он нашел официальную группу, отправил фото, и ответ пришел положительным. Со временем было проблематично, напарник программиста должен был уходить в отпуск, но директор агротехнологического колледжа Владимир Агапов ради такого случая отпустил начинающего актёра на съёмки. И вот с 8 по 10 июня простого ялуторовского парня закрутила кинематографическая кутерьма. Кстати, там он встретил того самого декоратора, который послужил причиной принятия решения о съёмках - Юрия Заварзина.

По словам Виктора, создание фильма – это часы ожидания слова «мотор». Если регистрация состава начиналась в девять утра, то камера могла заработать только к обеду, а площадка порой затихала ближе к полуночи.

Подготовка шла очень долго: несколько репетиций, пробный дубль, потом повторы. Бывало, утром снимали сцену с одного ракурса, пока одному из ведущих актёров нездоровилось, к вечеру ему полегчало и доснимали уже с ним. Но невозможно расставить людей так, как они располагались изначально, и заставить их двигаться точь-в-точь как в первый раз, поэтому бывали и накладки.

Виктор признался, что было очень интересно изнутри узнать, как делаются фильмы. Что характерно, безбородые получали больше ролей. Они играли пленных шведов и свиту. Да и новых знакомых заметно прибавилось. Один из пожилых коллег по съёмочной площадке даже пригласил Виктора на Север на рыбалку. И программист в свой отпуск выбрался к нему в Нижневартовск.

В массовке снимались и другие ялуторовчане, которых можно увидеть в фильме. А тобольский городок под горой уже присматривают и другие московские режиссёры. Если начнутся работы над новыми фильмами, ялуторовские актёры не прочь поучаствовать и в них.

Автор: Евгений ДАШУНИН