Тайна коношской братской могилы, в которой, возможно, покоятся ялуторовские бойцы, обрастает новыми фактами.
Архангельскому поисковику Игорю Пахомову удалось пообщаться с очевидцем зимнего 125-километрового марша 1276-го «ялуторовского» стрелкового полка Андреем Тимофеевичем Симаковым, которому в 1941 году было без малого 12 лет.
Живой свидетель. По его воспоминаниям, командир с солдатами по пути на Коношу через деревню Вадья решили заночевать в Вольской, так как преодолевать болота в тёмное время суток - дело нелёгкое. В дом к Симаковым набилось много бойцов, и четверым ребятишкам пришлось ютиться на одной кровати. Андрей Тимофеевич говорит, что пожалел тогда солдат: зима, а на них шинелька, ботинки и обмотки.
В деревню красноармейцы вошли по-боевому, строем, винтовки со штыками на плечах. Командир взвода впереди верхом на лошади. Двое суток провели они в Клёново. Клёновский куст состоит из пяти деревень в окрестностях Пустынного озера в Коношском районе Архангельской области: Заозёрье, Площадь, Мишкова, Вольская и Гора. Во время марша подразделения старались реже заходить в населённые пункты, но болота были непролазными, а в деревнях - какие-никакие дороги, и есть где перевести дух. После ухода отряда в Коношу ходило много слухов, но все они сводились к гибели солдат.
Поимённый список. Поисковики также раздобыли копию приказа по красноармейцам, умершим во время марша 1276 СП в Коношу.
«Приказ № 29 по 1276 СП от 4 февраля 1942 года, п. Коноша.
Исключить из списков личного состава части и всех видов довольствия с 31.01.42 г. ниже поименованных красноармецйцев как умерших от заболеваний при совершении марша полком от д. Прокопьево до ст. Коноша:
Тарасова Дмитрия Семеновича, Евсеева Якова Ивановича, Авдеева Анатолия Ивановича, Бусыгина Мартемьяна Ивановича, Лаврентьева Романа Васильевича, Музыченко Степана Наумыча, Бакушкина Степана Никитича, Логвинова Александра Петровича, Полякова Ивана Кононовича, Захарова Федора Петровича, Санько Мирона Андреевича, Маслова Селиверста Фроловича, Малькова Федора Матвеевича».
Этот список можно считать главным свидетельством, что в братской могиле действительно могут находиться ялуторовские бойцы, ведь после первой публикации о Коноше в редакцию «ЯЖ» обратилась местная жительница Наталья Ксенофонтовна Коцарева, которая много лет занимается поисками захоронения своего дяди (родного брата отца) Полякова Ивана Кононовича. Исходя из извещения от 3 апреля 1942 г., тот умер от болезни 2 февраля 1942 г. и захоронен на кладбище деревни Горка (Гора) Коношского района, и в приказе это имя есть.
Потери личного состава. В документе об исключении из списков значится и Помялов Михаил Лукич как умерший в санбате, он тоже мог быть погребён с остальными солдатами. А ещё в местном ЗАГСе есть запись от 5 февраля 1942 года, что на кладбище д. Гора захоронен красноармеец (без фамилии), умерший от переохлаждения 2.02.1942 г.
Тайн у могилы ещё много. Так, в Коноше на воинском кладбище захоронены шесть бойцов 1276-го полка и среди них один из приведённого выше списка - Авдеев Анатолий Иванович (3.02.1942 г.). Схожие даты смерти у упокоившихся здесь же Варновского Федора Федоровича (7.02.1942 г.), Губина Семёна Лукича (5.02.1942 г.), Мерзлякова Ивана Парфёновича (3.02.1942 г.). А вот Федченко Иван Аникеевич (4.03.1942 г.) и Савин Василий Федотович (3.03.1942 г.), скорее всего, скончались позже на больничных койках, ведь когда полк прибыл на станцию Коноша, больных отправили в госпиталь № 1601, который там дислоцировался.
В Центральном архиве Министерства обороны нашёлся и журнал боевых донесений 384 стрелковой дивизии. На его страницах указано, что 2 февраля 1942 года 1276-й стрелковый полк к 20-00 был расквартирован в восточной части Коноши. За время марша умерло 13 бойцов, в народное хозяйство передано семь истощённых лошадей, потеряно 420 винтовочных патронов и один штык. Смертность бойцов объясняется истощением на фоне постоянного недоедания и хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Мы ещё раз хотим обратиться к жителям области - если вы вдруг увидели в этих списках имена своих предков, свяжитесь с нами по телефону 2-05-40 или по адресу: ул. Революции, 52. Дело в том, что некоторые из упомянутых сегодня до сих пор причислены к пропавшим без вести, а о судьбе иных и вовсе неизвестно. Ваши отклики очень важны, ведь на их основании поисковики смогут сделать повторный запрос в ЦАМО о статусе захоронения. Возможно, благодаря общим усилиям на братской могиле появится мемориал с именами наших земляков.