Медиакарта
18:15 | 23 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Будни и праздники учителей

11:10 | 16 апреля 2019
Источник: Красная звезда

Когда мы собираемся с коллегами, теперь  уже пенсионерами, на День учителя или на чей-то день рождения, то о чём бы мы ни говорили, всё равно разговор сводится к теме «Школа». А как же может быть иначе?

В начале трудового пути каждый выбирает свою дорогу и идёт по ней. Кому-то хватает одного года, чтобы понять, что это не его дорога, кто-то выбирает свою дорогу сразу одну и на всю жизнь.

   Мы, вспоминая свою молодость, свою жизнь, свою работу, убеждены, что другой путь был просто не для нас. Трудно было? Да, как и везде, наверное, где человек относится к своему делу с душой.  Но мы всегда уверены, что проработали не зря, были трудности (взять хотя бы один выходной день в неделю, на который приходилась масса дел), но было и много интересного. Самое главное – мы работали с душой и для души. Даже отстающие ученики не утомляли, мы на всё находили время: и «двоечников» учить после уроков, и тетради проверить, и читать,  и много всяких «и».

   Не были нам в тягость общешкольные и районные  мероприятия: смотры художественной самодеятельности, турслёты, различные конкурсы. Основная  работа ложилась,  конечно, на плечи организаторов, но мнение коллектива всегда учитывалось. Везде были свои «искорки». Так на турслётах вся организационная работа ложилась на плечи Рашовой В.П.,  за спортивные соревнования  отвечали учителя ФП: Козлов И.П., Камагоров  А.М., за предметные недели и олимпиады – учителя-предметники.

   В дни весенних каникул регулярно проводились смотры художественной самодеятельности. Эта фотография, одна из многих сохранившихся в школьном музее и в личных альбомах учителей, сделана в марте (24) 1991 года И.В. Заложуком после смотра художественной самодеятельности. На сцене зрители увидели театрализованное представление, идея которого была такова: Падишах (Каргополов Т.В.) призывает Шахразаду (Громоздова Н.А.) развеселить его. Она начинает рассказывать ему сказки, но т.к. она по совместительству работала в одной из школ, то и сказки были о школе, её бедах, радостях и мечтаниях.

   Создать атмосферу помогали декорации, которые делались  руками учителей и учащихся под руководством главного сценариста Вайнтруб Л.С., Громоздовой Н.А., Лазаревой Л.П.(она нарисовала такую вазу, что её зрители приняли за настоящую). Основное действие сопровождалось танцами и песнями. Открывали программу танцевальные пары: Чернова О.В. и Копылов И. Г., Котлярова С.Г. и Южаков К.С., Сенченкова Н.Н. и Антонов В.М., Ермоленко А.Ю.и Заложук И.В. Падишах танцами остался недоволен, ему хотелось увидеть что-то новенькое. А новенькое – это и есть истории из школьной жизни. Хлопнет Шахразада в ладоши -- и на сцене тут же новая картина. В первой картине зрители увидели послов из разных стран: из Индии – Митхун Чакраборти с супругой (Заложук И.В. и Бекина Л.А.), из Японии – Тояма Токанава с супругой (Камагоров А.М. и Калинина В.К.), из Камбоджи – посол с супругой (Чернов В.Г. и Федорцова С.В.).

Падишах всем задавал интересующие его вопросы:

 -- Как у вас там в школу ходят? В униформе, али без? (вопрос о школьной форме тогда стоял остро).

  -- Как у вас там пьют какаву? С сахарином, али без? (сахар получали по талонам).

 -- Как у вас там сеют знанья? С кнутовищем, али без?

Следующая картинка представила урок «Этика и психология семейной жизни», введённый новый предмет. Его проводил учитель (Покатов Н.С.) примерно так:

- Тема урока «Про это».

 -- Я хочу вам рассказать про это, ну про то…Ну вот когда это…

Родительское собрание показали: классный руководитель (Южакова Т.Е.) и пришедшие на собрание дедушка (Козлов И.П.) и бабушка (Сердюкова Т.А.). Вот и все родители.          

Педсовет сопровождался танцем и песней:

- Ах, педсовет, педсовет, педсовет --

Вздохи, отчёты, доклады,

Каким же он долгим казался…

Верно, таким и остался.

Падишах всё посмотрел и убедился в том, что основной состав учителей – женщины. Он издаёт указ: «Собрать молодых мужчин по всем волостям и весям и отправить учиться в пединститут». Призывает к себе добра молодца (Южаков К.С.) и даёт ему наказ:

- Собирайся, парень, в путь,

Поступать в пединститут.

Не смогёшь? Кого винить?

Я велю тебя казнить!

Государственное дело –

Ты улавливаешь нить?

Будущий учитель отвечает:

- Нечто я-то не пойму

При моём –то при уму?

Чай не лаптем щи хлебаю,

Понимаю, что к чему.

Получается, на мне

Вся политика в стране.

А не стану педагогом –

Непременно быть войне!

Выносят (Чернова О.В. и Котлярова С.Г.) плакат со словами: «Даёшь школе мужчин!»

   Конечно, основная и общественная работа были для учителей на первом месте, но были у нас и праздники. Это наш День учителя, 8 Марта и другие. В эти редкие встречи за столом мы всегда слушали любимую всеми песню «Понимаешь, мама, я учитель», которую пели Каргополов Т.В., Козлова Н.П. и Шагаева В.Н., а мы подпевали. Такие встречи навсегда останутся в нашей памяти.

Утомила? Простите. Но  посмотрите ещё раз на эту фотографию, и, я думаю, вы согласитесь со мной. Когда смотришь на неё, вспоминаешь слова А.С. Пушкина: «Иных уж нет, а те далече». А те, кто рядом, надеюсь, с улыбкой вспомнят это мероприятие, весёлые моменты подготовки и выступление на сцене.

 Повествование составлено на основе воспоминаний Громоздовой Н.А. и Сердюковой Т.А.

Фото принёс  автор

Автор: Людмила ТОМИЛОВА