11 апреля весь мир отметил День узников фашистских концлагерей. Эта памятная дата учреждена по решению ООН как день памяти об интернациональном восстании, которое подняли 11 апреля 1945 года узники Бухенвальда, узнав о приближении Советской Армии.
В этот день человечество вспоминает об одной из малоизвестных трагедий Великой Отечественной войны – бывших несовершеннолетних узниках фашистских концлагерей. С самого начала войны захватчики угоняли из оккупированных ими территорий молодёжь, подростков и детей в Германию. Дешёвая рабочая сила использовалась на военных заводах, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, в концентрационных лагерях. Дети служили биологическим сырьём для проведения медицинских экспериментов.
За годы Второй мировой войны через нацистские лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них 5 миллионов – из Советского Союза. Из них более 11 миллионов погибло, каждый пятый из которых был ребёнком.
Свидетелем тех далёких и страшных событий, нечеловеческих испытаний за колючей проволокой является и уроженка города Дятьково Брянской области, а ныне жительница Байкалово Жанетта Лагутина. Молитвами мамы, благодаря её великому терпению и подвигу четырёхлетней девочке удалось избежать смерти.
…С сестрёнкой-близняшкой они родились в конце сентября 1941 года. Роддом, находившийся на окраине города, сотрясался от яростной вражеской бомбёжки. Но, слава богу, больница не пострадала. И в положенный срок мама – Пелагея Михайловна родила двух девочек. Одну из двойняшек отец Василий Георгиевич назвал Жанеттой, а второй малышке дали имя Лариса.
А в октябре Дятьково был оккупирован немцами. Наступили тяжёлые дни. Глава семьи ушёл в партизанский отряд. Пелагея Михайловна, оставшись со старшим десятилетним сыном Толей и малышами, перебивалась, как могла. Но оказавшиеся во вражеском окружении партизаны оказывали яростное сопротивление, и уже в начале декабря начали освобождать от фашистов близлежащие деревни и сёла. В начале 1942-го года была предпринята первая попытка освободить город Дятьково, которая не увенчалась успехом. И всё же через несколько дней партизаны смогли взять городок. (К слову, за мужество и храбрость его защитников Дятьково в 2011 году был удостоен звания «Город партизанской славы»).
Наверное, в это сложно было поверить. Немцы продолжали упорное наступление вглубь страны. А здесь, в районе, в условиях изоляции была восстановлена советская власть, которая просуществовала почти четыре месяца, работал райком ВКП (б). Партизаны контролировали железную дорогу, весной в Дятьковском районе провели сев зерновых, посадили картошку.
Гитлеровцы всеми силами старались захватить коридор и уничтожить партизан. Со второй половины февраля, поняв, что силами тыловых подразделений с ними не справиться, они стали подтягивать крупные силы. А ведь им противостояла небольшая горстка людей, в лесных отрядах насчитывалось до 2 000 человек. Но не числом брали смельчаки, а отчаянной решимостью.
К лету, пополнив свои ряды за счёт подразделений с фронта, немцы двинулись на партизан одновременно с четырёх сторон. Противник, намного превосходивший их силами, вынудил отступить. Так Дятьковский район вновь оказался в оккупации. Ворвавшись в город, фашисты начали расправу с мирными жителями, с теми, кто помогал фашистам. Нашёлся предатель в отряде, по доносу которого был схвачен Василий Георгиевич. Его расстреляли на глазах у жены. А молодую вдову с двумя ребятишками (Лариса умерла в грудном возрасте) погнали в Германию на каторжный труд.
Сначала шли пешком, затем колонну погрузили в душные телятники. Ехали через Прибалтику. В одной из остановок, возле Клайпеды, Толя отстал от состава. Через несколько месяцев в одних лохмотьях, весь израненный и больной, он всё-таки отыскал маму и сестрёнку. Семья оказалась в городе Ротвайль, в фашистском лагере Циммерн, где находилось много угнанных с Украины, Брянской области.
О жизни за колючей проволокой Жанетта Васильевна мало что помнит. Может, что и осталось в памяти из рассказов мамы. Но, по словам внучки Ирины, которая в основном и говорила от имени бывшей лагерной узницы, бабушка Пелагея Михайловна неохотно делилась воспоминаниями о жутком кошмаре лагерной жизни. Что-то она записывала в дневник, который украли во время возвращения на родину. Наверное, малышка голодала. Спасло её то, что мама прислуживала на кухне и могла кое-что из продуктов принести в барак. Вообще там можно было поплатиться за малейшую провинность. Одиннадцатилетний Толя с одним стариком был приставлен в лагере к «адской машинке», на которой перемалывали на муку человеческие кости. Сговорившись, они вывели машинку из строя. За что подросток был беспощадно избит, его тело напоминало студень.
Несмотря на постоянный страх, унижения, рабский труд, издевательства хозяев, желание жить оказалось сильнее. Наконец наступил тот радостный день свободы, первыми на территорию лагеря в 1945-м зашли союзники-французы. А дальше был путь домой, в родное Дятьково.
По-разному сложились судьбы детей Пелагеи Михайловны. Анатолий, увидевший по пути в Германию море в Клайпеде, решил, что обязательно станет капитаном дальнего плавания. После войны махнул в портовый город. Пришлось поработать годик грузчиком, прежде чем получить образование. Но вопреки всему он сумел осуществить свою мечту и стал капитаном дальнего плавания.
Жанетта после школы трудилась на радиозаводе. Родила дочь Ирину, она, специалист по иконописи, в 1990-е годы приехала в Тобольск. Вслед за дочерью обосновалась в Сибири и Жанетта Васильевна. Вот уже несколько лет мать и дочь живут в Байкалово. Говорят, время лечит. Но до сих пор бывшая малолетняя узница замыкается, едва услышав разговор на эту тему.
Пройдя через ад и кошмар лагеря, им пришлось рождаться заново, выстрадать желание жить, работать. Наступившей весне Жанетта Васильевна очень рада, любит возиться на участке, удивляется, что яблони на сибирской земле хорошо плодоносят.