Медиакарта
16:30 | 22 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Трактористка из 1940-х

Клавдия Тарасова – одна из старейших жительниц Першино. В годы Великой Отечественной она, будучи 12-летней девчонкой, наравне со взрослыми работала на покосе и лесозаготовках. А сразу после войны села на трактор...

Гляжу на Клавдию Климентьевну, которая в свои 89 сохранила необыкновенную стройность, и с трудом представляю её, управляющей стальной машиной.

– А куда деваться было! – восклицает ветеран. – В колхозе мужчин тогда мало осталось. Встал вопрос: кто на посевной и уборочной работать будет? И поехала я в Колесниково, на МТС, на трактористку учиться. К тому же братья Семён и Ермолай, трудившиеся до войны на тракторах, меня поддержали. Они, кстати, оба воевали. Семён освобождал Киев, Прагу, дошёл до Берлина, а вот про Ермолая не скажу – знаю только, что он был контужен в бою и демобилизован.

После трёх месяцев учёбы Клавдии Климентьевне выдали «корочки» на право вождения железного коня. В колхозе она приняла трактор-колёсник – 20 «лошадей», с открытой всем ветрам кабиной... Захватив из дому бутылку молока да краюшку чёрного хлеба, Клавдия Тарасова по 12 часов трудилась в поле. От Першино до Новой Заимки тогда колхозные земли простирались. Техника часто глохла и ломалась, чинить её приходилось самостоятельно.

– Механика разве дождёшься? Он только один трактор отремонтирует – другой встанет, – вспоминает Клавдия Климентьевна. – Сначала, конечно, механизмы эти для меня в диковинку были, но отработав год, я знала их все наперечёт. Могла и приводной ремень поменять, и подшипники в моторе, и карбюратор прочистить. Знаете, если захотеть, то всему можно научиться!

Зимой тракторы ставили на прикол и готовили их к новому сезону – отмывали, ремонтировали. Ох, неженская это была работа! Непосильный труд не мог не сказаться на здоровье труженицы – стало спину прихватывать. Но жаловаться Клавдия Климентьевна не привыкла. Пять лет была она неразлучна со своим колёсником. А потом в хозяйство поступили гусеничные ДТ-54 – просто сказка по сравнению со «старичком» СХТЗ.

Клавдии Тарасовой, правда, не довелось на них поработать – бригадир поставил её прицепщицей. После она доила коров и присматривала за нетелями. А за десять лет до пенсии устроилась разнорабочей на ток. Но к технике интерес у Клавдии Климентьевны не пропал. Рассказывает, что потом в колхоз поступили и «Беларусы», и Т-150, и «кировцы».

– А сейчас на полях и вовсе не техника, а чудо! – удивляется Клавдия Климентьевна. – Говорят, что современными тракторами можно со спутника управлять. А комфорт в них какой: сиденья мягкие, кондиционеры! Разве могли мы в конце 1940-х мечтать об этом! Тогда совсем о другом думали: вот восстановим после войны страну, и начнётся у нас счастливая жизнь...

На заслуженный отдых Клавдия Тарасова ушла в 1985-м, имея солидный трудовой стаж. Но ни дня на пенсии без дела не сидела: вместе с мужем, которого не стало пять лет назад, держала большое хозяйство – овец, коров, свиней, куриц да огород в несколько соток. Она и сейчас ждёт тёплых деньков, чтобы «на грядки» выйти. Говорит, что засиделась зимой дома.

– Чем занималась? Да вязала! Зрение у меня – слава богу, да и здоровье в целом тоже, – рассуждает Клавдия Тарасова. – Через год мне уже 90, а я планирую не иначе как до стал лет дожить!

Автор: Ольга МЯСНИКОВА Фото автора