Дом семьи Абрамовых стоит почти в центре села Красный Яр. Дом старый, и поэтому, чтобы он хоть как-то соответствовал окружающим новым, добротным строениям, хозяйка его старательно белит.
Живут в нем такие же, как и он, старые люди. Хозяин молчаливый и сосредоточенный, ходит медленно, как бы обдумывая каждое движение, селяне называют его по имени-отчеству - Аркадий Иванович. А хозяйка - шустрая, веселая старушка, глядя на которую, думается, что время обходит её стороной. За веселый нрав, общительность и добродушие все любя называют её бабой Олей.
За полвека, прожитых в селе, Ольга Викторовна уже стала местной, и только акцент выдает её принадлежность к большому и дружному народу Чувашии. Хотя о своей родине и об ушедшей молодости вспоминать она не любит.
Не любит вспоминать Ольга Викторовна и о том, как вычеркнула из памяти своего первого мужа, потому что не смогла простить его нелепую смерть под гусеницами трактора. Как спасала своих детей из горящего дома и умоляла их очнуться, когда все решили, что они задохнулись угарным газом, и как не смогла уберечь сына от произвола в армии.
Её жизнь как будто бы началась с того дня, когда она вышла замуж второй раз. На вопрос было ли у неё счастье и в чем оно заключается, Ольга Викторовна, не задумываясь, отвечает, что её счастье - это дети.
Старшая Людмила, с детства мечтавшая быть милиционером, окончила Ростовскую школу МВД СССР. Несколько лет работала следователем, а позднее и старшим следователем в Ульяновске. Затем были годы службы в Уватском ОВД. После выхода на пенсию в звании майора юстиции трудится в службе безопасности в сбербанке.
Нина после окончания Тобольского педагогического училища несколько лет учила детей в Сафьянской школе. Школу закрыли, а ей пришлось осваивать востребованную в те годы профессию юриста.
Две дочери - медицинские работделении реанимации. Самая младшая Надежда - фельдшер скорой помощи. Лариса тоже закончила Тобольское медицинское училище, но любимую работу пришлось оставить, так как ночные дежурства и трое детей оказались несовместимы.
-
Родители нас воспитывали в строгости, - рассказывают сестры. - Они никогда не применяли физических наказаний, однако любое слово, сказанное ими, воспринималось как закон. После окончания школы нам всем давался наказ: «Пока не получите диплом, домой дорога для вас закрыта», и мы его исполнили. Как бы тяжело нам ни было, домой не приезжали.
-
Однажды я решила ослушаться, - вступает в разговор Нина. - В каникулы все мои подруги разъехались по домам, и я тоже решила погостить у родителей. Доехав до Увата, позвонила маме и сообщила, что еду домой. Думала она обрадуется, а в ответ услышала: «Разворачивайся и езжай обратно. Деньги на проживание получишь в почтовом отделении». Так я побывала дома. Это стало мне и младшим сестрам уроком, что спорить с мамой нет смысла.
«Разве так можно с детьми! - возмутятся некоторые читатели. - Что за методы воспитания!» А никакого метода воспитания здесь нет. Как чувствовала, так и поступала.
- Я в семье старшая, - продолжает Людмила, - поэтому ещё ребенком мне пришлось научиться выполнять домашнюю работу, водиться с младшими детьми и помогать родителям ухаживать за совхозными телятами. Убирая в клетках, мама часто говорила: «Вот видишь, какая тяжелая работа в совхозе. Если будешь плохо учиться, то придется всю жизнь чистить в телятнике». Прошло много лет, и я понимаю, что это был действенный метод воспитания.
Мне хотелось поскорее окончить школу и пойти учиться на юриста. Я даже не знала, что это за специальность. Только однажды услышала по радио, что институт МВД в городе Свердловске набирает слушателей на отделение юрис-пруденции. И это стало моей детской мечтой.
Так как в Свердловске не было ни знакомых, ни родственников, то решила поехать в Ульяновск, наивно полагая, что юридический институт есть и там. Такого института в Ульяновске не оказалось. Не возвращаться же обратно! Год проучилась на радиомонтажницу и несколько месяцев проработала на заводе, но мечта меня постоянно подталкивала идти вперед и заставляла предпринимать решительные действия. Случайно узнав о наборе комсомольцев в милицию, поняла, что это мой шанс, и не упустила его.
- А я самая младшая, - принимает эстафету Надя. - Мама меня родила в 42 года. Все старшие разъехались, и я осталась главной помощницей в домашних делах. С возрастом здоровье мамы ухудшилось, поэтому частыми гостями в нашем доме были медицинские работники. Глядя на них, я думала: вот вырасту, окончу школу и обязательно буду медиком. Всё так и случилось, и нисколько об этом не жалею, потому что считаю эту профессию своим призванием.
Надя поскромничала и не рассказала, что медицинское училище она закончила с красным дипломом. Даже старшие по возрасту и имеющие продолжительный опыт работы фельдшеры обращаются к ней за советом.
Народная мудрость гласит: «Дерево познается по его плодам», и с этим поспорить невозможно, ведь стать матерью и быть ею не одно и то же. Ольга Викторовна - хорошая мать, вырастившая и воспитавшая умных, добрых, способных к состраданию детей. Их ценят и уважают коллеги, друзья и знакомые. А сестры в свою очередь надеются, что унаследовали материнскую мудрость, способность любить и прощать своих детей, ничего не требуя взамен.
Лариса ФИЛАТОВА