Приближается 74-я годовщина Дня Победы, 78-я годовщина начала Великой Отечественной войны, унёсшей миллионы человеческих жизней, зачастую не познавших ни любви, ни дружбы, ни семьи. И нет в стране семьи, которой бы не коснулась эта страшная война, безжалостно убивающая, калечащая, отнимавшая детство и юность.
Коснулась она и нашу семью. Ее глава Тимофей Фёдорович, по возрасту не подошедший к мобилизации, служил 3 года в трудармии, добывая в труднейших условиях алмазы на Колыме, моя мама, на руках которой было четверо малолетних детей, рубила лес, разгружала баржи товарами, даже я, которой в начале войны пошел 6-й год, летом трудилась в колхозе в д. Сафьянке, где жила у бабушки: возила навоз, полола хлеб, поливала колхозный огород, делала всё, что и мои дети-сверстники, а осенью копала колхозную картошку в Увате, собирала золу, колоски в колхозе, участвовала в сборе средств в фонд обороны, как и все уватские школьники. К сожалению, я не имею звания «ветеран войны и труда» так как колхозницей не была и мой труд нигде документально не фиксировался, как не имеют его тысячи школьников, вносивших посильный вклад в победу, но мы-то это знаем и чувствуем и гордимся, что тоже приближали День Победы.
К счастью, над нами не гремели разрывы снарядов, не свистели пули. Но мы в полной мере познали голод и холод тех военных лет, а многие не выдерживали этих испытаний и погибали от недоедания и плохого ухода, как погибли мои младшие брат и сестра.
Были в нашей семье и участники боевых действий. Это моя тетя Анна Тимофеевна Поспелова, после окончания семилетки поступила в Тобольское медучилище и когда началась война, ее прямо со студенческой скамьи направили на фронт в качестве медсестры, в первых же боях она была тяжело ранена и направлена на излечение в Омский госпиталь, где и скончалась. Там же и похоронена.
Участником военных действий был и мой дядя - Иван Тимофеевич Поспелов. О нем я расскажу поподробнее. Родился он в 1917 году в д. Сафьянке. В 7 лет осиротел, мать умерла после тяжелых родов, и его основным воспитателем был отец. Рос дядя Ваня шустрым, добрым, трудолюбивым мальчиком, с удовольствием усваивал у отца навыки охоты, рыбалки. Он умел всё: и сеть сплести, и ловушки для полевой дичи поставить, а в случае необходимости и корову подоить. Заботился он и о сестрах (их у него было четверо) мастерил им куклы с двигающимися ручками и ножками, кукольные домики с открывающимися дверьми и окнами, маленькие прялки, а однажды сделал игрушечную водяную мельницу, установил ее на ручье и вся деревенская ребятня сбегалась смотреть как она работает. Учился он хорошо и охотно, окончил Сафьянскую начальную школу, потом Новосельскую семилетку и поступил учиться в Тобольское медучилище. С дипломом фельдшера был направлен на Север. Перед отъездом заехал в Сафьянку, а потом к нам в Уват. И мне вспоминается такой эпизод. Перед войной в Увате случилось большое наводнение, наша квартира была в полуподвальном помещении и ее затопило до уровня окон. Отец настелил доски между окнами, на них поставили кровати, стол, стулья, сундук. В тот день все ушли с утра на работу, младшие успели в ясли, я осталась дома одна, мне захотелось побегать по этим доскам, поскользнулась и упала в воду, пыталась выкарабкаться, но воды было много, а силенок мало, мне ведь было только 5 лет, захлебнулась и потеряла сознание, в этот момент в комнату вошел д. Ваня, который жил у нас в ожидании своего парохода, он вытащил меня из воды, откачал, переодел и уложил на кровать. Когда я очнулась, он сидел рядом и улыбался: «Ну что, можно поздравить тебя со вторым днем рождения? Опоздай я немного и ты была бы уже на том свете!». Вскоре он уехал к месту работы, но врачевал недолго. Началась Великая Отечественная война и его призвали в ряды Красной Армии. Он не ходил в атаку, не строчил из пулемета, но был всегда на передовой, оказывая первую помощь раненым. Под свист пуль он делал перевязки, легко раненые вновь вступали в бой, а тяжелораненых направлял в госпиталь. Внешне он не был богатырем и силачом, щупленький, небольшого роста, он спас жизни не одной сотне раненых.
Сам Иван Тимофеевич был ранен семь раз и каждый раз после излечения возвращался на передовую. Известие о Победе встретил в госпитале. В 1946 году демобилизовался в звании младшего лейтенанта медицинской службы. Приехав на родную землю, устроился на работу в Уватский райисполком заведующим отделом, а в 1949 году перешел в санэпидстанцию главным врачом. Женился, вырастил троих сыновей, активно участвовал в общественной жизни района, был пропагандистом, читал лекции в разных населенных пунктах, сослуживцы помнят его как доброжелательного, общественного, справедливого и ответственного человека, а я как доброго и заботливого дядю.
Военные раны не прошли бесследно и в 1967 году в возрасте 49 лет он умер, похоронен на уватском кладбище.
Хочется рассказать еще об одном моменте. Иван Тимофеевич все годы вел дневник. Я помню эту толстую самодельную тетрадь, сшитую суровыми нитками из разноцветных листов бумаги. В начале 60-х годов прошлого века в Уватской школе было 2 учителя истории: Клавдия Иосифовна Кручинина - учила 5-7 классы, и я - учила 8-10-е классы. Мы решили создать комнату боевой и трудовой славы, распределили обязанности: она собирает материалы о революции и гражданской войне, я со своими учащимися - о Великой Отечественной войне, взяла в военкомате списки участников войны и пошла по домам, где жили ветераны. Они встречали нас с радостью, с удовольствием делились воспоминаниями, дарили фотографии. Всё это мы заносили в альбомы (каких-то особых альбомов не было, использовали альбомы для черчения, наклеивали на корочке какую-нибудь картинку из журнала, посвященную Великой Отечественный войне, приклеивали фотографию ветерана и записывали его воспоминания, ветеранов тогда было много, альбомов тоже) и складывали их в большой книжный шкаф в классе.
Незадолго до смерти мы побывали и у Ивана Тимофеевича, он уже тяжело болел и говорил мало, но подарил нам свой дневник, сказав, что в него он записывал самые памятные события войны. И еще поблагодарил: «Хорошее дело вы, ребята, делаете, мы уйдем, а вы останетесь, значит, останется память и о том святом деле, участниками которых были мы, ваши отцы и деды». Дневник я вложила в альбом, где были записаны его воспоминания. Как я раскаивалась, что не сохранила его лично. В 1971 году я ушла из школы, Клавдия Иосифовна уехала, то, что было на стендах у Клавдии Иосифовны сохранилось, а альбомы, как ненужный хлам, выбросили на свалку и сожгли. Так, по чьей-то безалаберности погиб богатый исторический материал. Листаю книгу «Золотые имена», о каждом воине несколько строк, а у нас в альбомах было написано по несколько страниц. А как интересно бы было почитать и даже потрогать дневник Ивана Тимофеевича, живого очевидца тех героических дней. Он награжден тремя орденами Красной Звезды, медалями: За отвагу, За Победу над Германией и другими юбилейными медалями.