Медиакарта
17:30 | 5 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Мы деревенские

Так говорят о себе Татьяна Катанаева, Ольга Саклакова и Валентина Сиротенко. Они прожили в заводоуковских сёлах, почитай, всю жизнь. Им есть о чём вспомнить с улыбкой, есть и о чём погрустить…

К примеру, Ольга Саклакова вспоминает, каким красивым и большим показалось ей, молоденькой учительнице, село Тумашово, какие здесь жили люди работящие – трудились в колхозе имени Фрунзе, на песчаном карьере, в детском саду, школе и Щучинском психоневрологическом интернате. По вечерам же и стар и млад приходили в школу поиграть в волейбол, в Дом культуры – на репетиции хора и самодеятельных спектаклей, а каждый праздник – на концерты и танцы.

– И в Старой Заимке мы не скучали, – подключается к разговору Татьяна Катанаева. – У нас в клубе каждый вечер были танцы. Там я со своим супругом познакомилась. Он в совхозе имени 50-летия СССР работал, как и большинство сельчан. А сколько было детей в детском саду – в каждой из пяти групп по три десятка малышей!

Вспоминают женщины и о проблемах. Первая из них – дороги. Ни до Тумашово, ни до Старой Заимки тогда в распутицу было не добраться.

– От автомагистрали до села – непролазная грязь! – говорит Татьяна Катанаева. – Когда я в 1975 году рожала сына – скорая увязла, два часа вытаскивали. Я уже встречала машину с ребёнком на руках. Старшеклассников в Новую Заимку в распутицу возили на тракторной телеге, а зимой – на волокушах с полозьями!

Молодёжь не хотела оставаться в сёлах – выпускники школ старались поступить в училища, техникумы, институты. Образование тогда было бесплатное, почему бы не продолжить учёбу? Возвращались в сёла немногие.

Валентина Сиротенко  пере-ехала в наши места из Юргинского района чуть попозже – в 1986 году. Да и село Падун к городу поближе, тут дороги и большинство улиц были уже заасфальтированы.

– С юргинской деревней Падун было просто не сравнить! – говорит Валентина Алексеевна. – Село большое, квартира со всеми удобствами, отличная средняя школа и филиал музыкальной, дети в секциях занимались – выросли на пришкольной спортплощадке. И я вечерами ходила в спортзал, пела в вокальной группе «Родные напевы».

Самыми тяжёлыми  Ольга Саклакова и Татьяна Катанаева считают 1990-е годы.

– Сначала пропали товары в магазинах. Помню, как сама (я ведь в сельском Совете работала) землякам талоны на сахар, мыло и много ещё на что выдавала, – говорит Татьяна Николаевна. – А потом работы, особенно для мужчин, не стало совсем. Самыми богатыми людьми в селе были ветераны – они-то пенсии, хоть с задержками, но получали.

Население уезжало, популярной стала работа вахтовым методом. Многие пытались жить своим хозяйством, фермерствовать, да не у всех получалось.

– А вот для Падуна, по крайней мере, для спиртзавода, на котором я более двух десятилетий экономистом проработала, девяностые были очень успешными, – замечает Валентина Сиротенко. – В конце 1980-х, на гребне «сухого закона», предприятие выживало только благодаря производству углекислоты и белково-витаминной продукции. А потом у нас наладили бутилирование спирта, производство фирменной водки и других напитков. Правда, с деньгами тоже не всегда ладно было, но мы приспособились. Это же была эпоха бартера, а за нашей продукцией отовсюду приезжали.

В 2000-е наладилась жизнь и в Тумашово со Старой Заимкой. Многие тумашовцы работали в «Загросе» в посёлке Комсомольском и на возрождающемся песчаном карьере, старозаимцы – на заводе «Бикор» и на свинокомплексе ООО «Согласие». Сегодня молодые семьи строят новые дома, почти на каждом подворье –  гаражи на одну-две машины, всё больше детских голосов звучат в детсадовских группах...

Немало трудностей пережили Татьяна Катанаева, Ольга Саклакова и Валентина Сиротенко вместе со своими земляками. Но никогда не думали оставить родные сёла, отправившись в город за лучшей долей. И сейчас на заслуженном отдыхе они в строю –  возглавляют  ветеранские первички, чтобы пожилых поддерживать, с молодыми опытом житейским делиться. Что может быть важнее?

Автор: Алексей СЕВОСТЬЯНОВ Фото автора