В Туртасе на улице Пионерской построена дорога до лыжной базы протяжённостью 973 метра, асфальт уложен на 5400 кв. метрах. Проезжая часть сделана широкой - 5,5 м против 4-метровой старой. Одновременно рядом со зданием базы сооружена парковка для автомобилей.
С главой поселения Станиславом Богатырём мы были здесь в июле, когда под руководством мастера ДРСУ-6 Василия Мясоедова работы только начинались. Как признается Станислав Иванович, зимой на лыжную базу ежедневно спешат машины желающих воспользоваться услугами спортивного учреждения и доставляются школьники на тренировку. Летом при идеально ровной дороге раздолье будет спортсменам для занятий на лыжероллерах. А, чтобы автомобилисты не гоняли тут, как реактивные, - ограничим скоростной режим.
В день, когда бетонные изношенные плиты старого пути укрывались асфальтом, на объект прибыли глава администрации района Сергей Путмин и курирующий дорожное строительство, его первый заместитель Леонид Митрюшкин. В виду важности происходящего обязанности мастера уже взял на себя заместитель директора ДРСУ-6 АО «ТОДЭП» Пётр Демидюк. Тут же у кромки реконструируемой дороги Пётр Ярославович давал руководителям района пояснения. На завершающий этап реконструкции выведен асфальтоукладочный комплекс. Это, собственно, укладчик асфальтовой смеси, средний и тяжелый катки, 4 самосвала, 2 дорожных рабочих. Асфальтоукладчиком управляет машинист Иван Тяманов, на катках Артём Черепанов и Юрий Ивченко.
К асфальтоукладчику подъезжают самосвалы, пятясь задним ходом, выгружают в него очередную порцию асфальта. Под рукой оператора Олега Харина пульт с большой красной кнопкой для экстренного торможения. Приходилось ли ее применять? «Не-е-т!» - пересиливая гул работающего агрегата, произносит Олег. Зато постоянно в ходу тумблеры регулятора шнека, высоты шкалы, удлинителя «щеки», подачи асфальтовой смеси и другие. Узнаю также, что скорость передвижения асфальтоукладчика 3 метра в минуту. Можно спокойно обогнать обычным шагом. Но Олег идет вровень, при этом склонившись, внимательно наблюдая что-то под ногами. Что?
- Контролирую толщину слоя и промили.
- Промили… промили… это что-то с алкоголем связано, с градусами?
- Совсем нет, - смеется. - У нас это градусы поперечного уклона уложенного слоя.
Жительница, вышедшая из ограды на шум работающей техники, назвалась Верой Фёдоровной Первухиной. Она озабочена. Как теперь выезжать на значительно поднявшееся дорожное полотно? У них легковая и мотоцикл. Адресую ее вопрос главному дорожнику.
- После укладки верхнего слоя проведем работы по укреплению обочин, а по каждому съезду предусмотрена щебеночная призма 50 см.
- Как скоро это будет сделано?
- На следующей неделе, раньше нельзя, пока не окрепнет свежее покрытие. Временно жители могут, чтобы проехать, положить доски, - говорит П. Демидюк.
Действительно. Сама по себе реконструкция дороги имеет куда большее значение, чем временные неудобства.
Конечно, можно сделать и асфальтовые спуски до каждых ворот, но тогда средств на укладку асфальта не хватит на другие улицы.
- На протяжении нескольких лет мы проводим политику реконструкции дорог, выбирая одну большую улицу, причем каждый год в разных поселках, остальные по назреванию потребности. Практически задачи две. Наращивать число асфальтированных и щебеночных дорог, и одновременно доводить до нормативного состояния старые. Всего из 290 километров местных дорог заасфальтировано только 136. В ближайшие три года мы должны значительно улучшить этот показатель. Сейчас начала работать Государственная программа комплексного развития сельских территорий, отдельным направлением которой является строительство дорог. Мы очень надеемся, что программа заработает, выделяться средств в ее рамках будет не 30-40 миллионов, как было, а значительно больше. В настоящее время финансирование формируется из областного и федерального бюджетов, и Уватский район готов попасть в него со своими предложениями,- говорит Сергей Путмин.
На Пионерской работы завершены, но у Василия Мясоедова и его подчиненных новые, не требующие отлагательства задачи. На улице Победы проложить две водопропускные трубы, на Белом Яру установить два автобусных павильона. Ждут их и в Горнослинкино, где надо завершить строительство автобусной остановки с подъездами. И на очереди Уки, где требует внимания переулок протяженностью 300 метров. «В общем, будем «путешествовать» по району, пока лето и на сколько позволит осень», - говорит мастер.
Фото автора