Медиакарта
9:58 | 26 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Вся её жизнь – это большое счастье

- Посмотрите, какие весёленькие цветочки, - с улыбкой приглашала Нина Сергеевна. – Они хоть и простенькие, но такие красивые и совсем неприхотливые…

И в самом деле - разноцветная космея привлекает внимание, а её во дворе у жительницы села Раздолье Н.С. Захаровой много… А ещё здесь и  георгины, и астры присоседились. Рядом  высокая яблонька-дичка, вся усыпанная ранетками, за ней черёмуха, смородина… И так уютно среди этой зелени, что и в дом заходить не хочется, потому мы устроились в тенёчке, на берёзовых пенёчках. Тем более, что даже ветерка не было «слышно» - видимо, после вчерашней грозы он решил немного отдохнуть и дать нам спокойно пообщаться.

…Рождённая в 1942 году, Нина Сергеевна познала все тяготы военного и послевоенного лихолетья, ведь детство тогда заканчивалось, не успев начаться… Она была вторым ребёнком  в семье Сергея Ильича и Марии Евтеевны Баженовых. Отца призвали на фронт в этом же году, где он и сгинул без вести. Туго пришлось матери с двумя малышами на руках, ведь с утра до ночи работала в колхозе, а ещё и дома надо поспеть, и огород обиходить…

- После войны мама снова вышла замуж и родила ещё двоих детей. Жили мы в Казахстане, в Семипалатинской области. Мне и поучиться толком не пришлось, даже 5 классов не закончила. В 15 лет пошла работать дояркой - 12 коров руками доила, - вспоминала пожилая женщина. – Поесть нечего было, травой питались. Правда, корова спасала, ещё и поросёночка держали. Однажды наша кормилица ногу сломала, и пришлось её зарезать, а мясо в уплату налогов ушло. Сдали всё, даже сами не попробовали…

- Будущий муж меня на бахче нашёл, - будто «отряхнувшись» от  тяжёлых дум засмеялась баба Нина. – Нас, доярок, отправили разгружать арбузы, а там солдаты помогали, приехавшие поднимать целину. Вот один из них и спрашивает у женщин: «Как ту девку зовут?», ему ответили: «Рая», просто подумали, что речь о другой идёт. Вот он меня смехом-то и окликает – «тётя Рая», а я ему – «дядя Саша»… Так и познакомились, подружили месяца полтора, да и сошлись. Я бедно жила, даже матраца не было, и мама, узнав о замужестве, выменяла у какой-то бабки чёрный матрац за четыре курицы. Поначалу жили с ней, а потом купили домик за 150 рублей и отделились. Там, в Казахстане, родились сын Коля и дочь Валя, а в 1963 году мы все вместе перебрались на родину мужа – в село Раздолье. Как только приехали сюда, сразу своё жильё приобрели, устроились на работу: я на строительстве школы и интерната, потом ещё и техничкой, и молоко 20 лет принимала, а супруг – водителем. Так и жили, не хуже других… Здесь появились на свет ещё трое детей – Галя, Таня и Серёжа, с которыми помогала свекровь, благо проживала неподалёку…

Дочери и сыновья росли послушными, трудолюбивыми, да и как иначе в большой-то семье. Лениться некогда, хозяйство и  огород не маленький, во всём помогать надо.  В 1971 году муж Нины Сергеевны устроился на подстанцию, и им дали дом рядышком с местом работы, на въезде в село.

-  Свекровь тоже с нами перебралась на новое место жительства - в домик неподалёку, ведь второй мамой мне стала. Родную-то убило «журавлём» у колодца - оторвался и со всего маху ударил, прожила после этого часа три, и всё…

Сейчас Нина Сергеевна живёт в большой квартире, которую дали Александру в 1993 году в новом двухквартирном доме, а старое жилище служит амбаром.

- В 1997-ом мы с Сашей взяли подряд – 80 голов молодняка на выращивание. Построили навес, где скот зимовал, потом на выпаса выгоняли. Два года продержали и сдали. Своё-то хозяйство тоже немалое было – шесть коров, телята, около ста овец… Всё же требовало ухода. А дети, один за одним, в Тюмень переехали.

…Так уж вышло, что жизнь преподнесла моей героине немало горя: в 2005 году ушёл из жизни и муж, а позже дочь Валентина и младший сын Сергей… Потеря близких людей сказалась на здоровье, но она не сдаётся, и лучшее лекарство, как всегда, работа. Конечно, сейчас уже на пенсии, но ведь и дома хлопот хватает. С утра пораньше на ногах - первым делом покормит курочек-несушек, да цыпляток-бройлеров. Обязательно с ними  поговорить надо, ведь голос-то уже узнают… Приучены. А потом и в теплицы тропинка ведёт – здесь огурчики и помидорчики поджидают, дальше разная мелочь и картошечка… И для них душевного тепла хватает, которое в песнях выливается.

- Раньше ведь большими компаниями собирались и обязательно пели. Очень люблю Кадышеву… И Саша тоже любил...

Незаметно, за разговором, мы обошли весь большой двор, побывали и в огороде, и в теплицах. Нигде ни травиночки! Вот вам и возраст! Конечно же, зашли и в дом, который тоже не маленький. На окнах стоят красавицы-герани – одна красная, а другая необыкновенного – яблоневого - цвета. И почему-то, глядя на них, вдруг «обдало» чем-то далёким, родным… маминым. Аж, до слёз…

- Что такого в моей жизни? Просто жила, просто растила детей, работала…, - с какой робостью говорила Нина Сергеевна.

А я думала: вот она какая – сельская женщина! Вроде бы обыкновенная, но сколько в ней недюжинной силы, душевной красоты и доброты… Всю жизнь связала с землёй и не жалеет об этом, а, наоборот, радуется. Только иногда -  взгрустнёт о том, о прошедшем времени…

- Вернуть бы всё назад… Чтоб народ не разъезжался, чтоб деревни жили, - задумчиво произнесла баба Нина.

…Когда-то я прочитала в «Тюменской книге» Анатолия Омельчука такие строки: «Вся наша небольшая жизнь целиком вливается в жизнь родной деревни, города, страны, Евразии, человечества, планеты. И вся наша жизнь составляет нечто существенное для жизни человечества. И сегодняшнего. И завтрашнего.

Наверное, не надо понимать и стараться осознавать свою ответственность перед человечеством. Но где-то в душе чувствовать и переживать это всё-таки бы не помешало…».

Нина Сергеевна - и есть один из примеров ответственности, пусть не перед всем человечеством. Но перед своей семьёй – точно. Достойно воспитала пятерых детей, помогает внукам, а их у неё – 14, а ещё и 8 правнуков. Вся её жизнь – это большое счастье, которое она умеет ценить.

«…Нам дарована эта жизнь. Да. Даром.

Счастье всегда даром. Но о цене счастья приходит время задуматься. Совпадут ли наши земные сроки, пространство нашей жизни с пространством времени, в какой части? Скорее нам неведомо.

Но даже эта пусть небольшая частичка – несусветное счастье.

Счастье. В это время. На этой земле» (Анатолий Омельчук).

А я добавлю от себя: «На нашей благодатной Тюменской земле!». 

Автор: Галина СИЗИКОВА