Медиакарта
21:39 | 22 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Заманила романтика Арктики

22:08 | 18 августа 2019

Белые медведи, полярная ночь, северное сияние и короткое, двухнедельное лето. Арктическая романтика если уж возьмёт за душу - не отпустит никогда. Об этом не понаслышке знает Александр Балюк.

На Северном флоте отслужил 25 лет. Уволился год назад в звании старшины 1 статьи, но до сих пор тоскует, признаётся, с удовольствием хотя бы на недельку вновь сходил в плавание.

– Арктика заманивает жёстко, – говорит Александр, – беспробудная зима, потом бах – с Гольфстрима идет туман и снега нет. Туман снег съел. Тепла нет – и снега нет. Не успеваешь оглянуться – травка зелёная, и вся тундра расцвела, пришли олени, прилетели гуси, гагары, кулики. Самое время выбираться на охоту, рыбалку. Через месяц этого всего уже нет. Кругом серость, зато в избытке грибов, причём червивых нет. Затем опять зима приходит.

Сугробы с пятиэтажку. Баренцево море холодное, по-  этому жили служивые в деревянной, конца 19 века постройки, казарме на берегу военно-морского гарнизона поселка Белушья Губа. В своё время здесь была республика самоедов.

Распорядок дня «северных» матросов мало чем отличался от службы «южных» коллег. Подъём в 6 утра, уборка помещений и территории, построения, проверки. Коррективы вносили арктические условия, например, сугробы, которые приходилось убирать, порой достигали высоты пятиэтажного дома, а еще трескучие морозы и белые медведи. Встреча с ними не сулила ничего хорошего. Вот и молоденький матрос Александр чудом избежал страшных последствий первого знакомства с хозяином льдин.

 – «Старики» отправили за хлебом на камбуз, который располагался неподалеку от казармы. Перевалил через огромный сугроб и скатился с другой стороны, поднял голову, а передо мной – большой чёрный пятак. Шумно дышит прямо мне в лицо. Насколько резво я от него утекал в обратную сторону, представить теперь трудно, но остался жив и здоров. Видимо, медведь был сытым, только тогда он к человеку равнодушен, – вспоминает Александр.

Солнце на пять секунд. Ещё одно любопытное воспоминание – о первом солнце, которое встречали в Арктике после долгой зимы 28 марта. Весь гарнизон вышел на улицу, матросы взобрались на сугроб для того, чтобы полюбоваться на огненный шар, который продержался в небе всего секунд пять.

А как забыть представление, что «молодые» устроили для дембелей? На одной тумбочке умудрились разместиться 12 матросов, которые исполнили песню.

– Этот трюк ни до нас, ни после никто повторить не мог. Не повезло деревенскому новосибирскому парнишке, здоровый был – под два метра ростом и достаточно плечист, так мы его всего облепили – кто на шее, кто за уши его держал. Спели несколько раз «на бис», - рассказывает Александр. 

Боевой экипаж. Полтора года «срочки» пролетели незаметно. Начальник режимного отдела предложил Александру остаться на контракт. Тот съездил домой, посмотрел, что творится на материке, и пришёл в ужас.

– Отец, занимавший руководящую должность, имел небольшую строительную компанию, на которую и я в дальнейшем рассчитывал, – с горечью в голосе вспоминает моряк, – но предприятие было умышленно обанкрочено. Поэтому, не задумываясь, вернулся на флот. Страшное было время для страны, а там – полный порядок и дисциплина.

Восемь лет довелось ему отслужить на центральном ядерном полигоне архипелага Новая Земля между Баренцевым и Карским морями. Экипаж был боевой. Участвовали в двух «автономках» по 75 суток. Патрулировали берега Австралии и Аляски. Ходили по точкам ядерных испытаний с замерочными партиями, которые фиксировали уровень радиации.

– Ловили как-то гринписовцев по островам почти неделю, – вспоминает Александр. – Тяжело пришлось им, позвали нас на выручку. Не подготовились они к встрече с мишками.

Не изменяя традициям. Вместе с Александром служил старший кок Игорь Одегов из Ялуторовского района. У него в гостях и встретил Балюк (сам он родом из Новосибирской области) будущую супругу. Вместе они уже 16 лет. Жили на Камчатке, а в прошлом году перебрались в Ялуторовск, купили здесь дом.

Автор: Светлана НЕСТЕРОВА /фото Александра Смирнова/