Медиакарта
16:52 | 22 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Хлеб легко не даётся

Сегодня трудно представить облик Заводоуковска без рабочей башни элеватора. Появилась она в августе далёкого 1929 года и была первоначально деревянной…

 Не сосчитать, сколько зерна за эти десятилетия прошло через руки тружеников хлебоприёмного предприятия. В красном уголке на старых чёрно-белых фотографиях – работники элеватора 1930-х, те, кто трудился здесь в суровые годы Великой Отечественной, поднимал предприятие после войны и был очевидцем строительства новой 70-метровой башни на рубеже 60 – 70 годов прошлого века.

– С каким уважением смотрели мы, молодые специалисты, на ветеранов  Алексея Гордеева, Валентину Посохову, Феоктисту Медведеву, Людмилу Пищулёву,– говорит заведующая лабораторией Надежда Малышкина. – А теперь сами на собраниях и праздниках сидим на почётных местах и уже нас расспрашивают об истории элеватора.

Александр Вайсбек, Надежда Малышкина, Анна Немкова и Лена Фомина впервые прошли через проходную предприятия в 1980-е годы. За четыре десятка лет элеватор стал им родным, всё здесь близко и знакомо.

Надежда Малышкина студенткой три сезона отработала на хлебоприёмных пунктах Казахстана, а когда по распределению попала в Заводоуковск на элеватор, поняла, как нелегко достаётся сибирским земледельцам хлеб. Был он сырой и тяжёлый. Чтобы сохранить урожай, в пик заготовок приходилось принимать на ХПП по 60 временных рабочих, ведь многое делали тогда вручную. Предприятие тогда напоминало растревоженный муравейник.

– А я и есть одна из тех самых муравьёв! – смеётся Анна Немкова. – Пришла после школы вот так же временно поработать. Да и осталась на 40 лет! Как изменился наш труд за эти годы! Когда-то мы хлеб лопатили, а сейчас я – оператор пульта управления! Всё машины делают, сезонных рабочих теперь не приглашаем.

Лена Фомина вспоминает, как в техникуме системы хлебопродуктов их, будущих бухгалтеров, обучали работать на ЭВМ. А здесь пришлось осваивать… счёты!

А подсчитывать было что – объёмы заготовок на предприятии всегда были значительными. Мои собеседники хорошо помнят небывалый урожай 1986 года, когда на элеватор поступило 113 тысяч тонн зерна! Склады и хранилища были заполнены под завязку, хлеб лежал и под открытым небом на всех площадках до конца декабря.

– На Новый год отпустили нас домой на 15 минут – бокалы с шампанским поднять – и опять за работу! – вспоминает водитель предприятия Александр Вайсбек. – Но мы тогда всё зерно просушили, спасли урожай!

А ураган 1995 года, когда стихия в считанные минуты разметала склад  № 7, доверху заполненный мешками с мукой! Тогда тоже был аврал – весь коллектив, стараясь успеть до дождя, бросился спасать продукцию.

Но ударный труд достойно поощрялся. К примеру, в 1980-х годах работники элеватора ездили по турпутёвкам в Ленинград, откупив добрую треть плацкартного вагона. А в «лихие 90-е» здесь не знали, что такое задержка зарплаты.

И сейчас ветераны в строю. С них берут пример молодые труженики: заведующий производством Антон Рожков, главный механик Алексей Кривоносов, главный инженер Артём Гаук, слесари Константин Смирнов  и Алексей Ашуров и многие другие. На элеваторе сегодня работает 115 человек.

Директор предприятия Юрий Нейфельд отметил, что если раньше 100 тысяч тонн обработанного хлеба за сезон считалось рекордом, то сейчас 90 – 120 тысяч – это обычная норма, а в особо удачные годы бывает и по 160 тысяч тонн зерна принимают. Совершенствуется и оборудование. Недавно одну из норий – главных хранилищ элеватора – заменили на более мощную. Ввели в строй два зерноочистительных сепаратора, современные вентиляторы.

Элеватор всегда был и будет объектом стратегическим.  Сейчас, в разгар уборочной, работники снова трудятся без выходных и уже приняли около 30 тысяч тонн хлеба нового урожая.

Автор: Алексей СЕВОСТЬЯНОВ. Фото автора