Медиакарта
0:36 | 20 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Чтобы не было стыдно...

В общественной комиссии по делам несовершеннолетних в Ламенском сельском поселении больше десятка лет работают одни и те же люди. Местный фельдшер Ольга Григорьевна Борисова, социальный педагог Людмила Валентиновна Шведова, воспитатель интерната Галина Николаевна Трушникова, художественный руководитель Ламенского ДК Валерий Васильевич Трушников. В семье Трушниковых воспитывается приёмный ребёнок, нынче он стал первоклассником. За жизнью этого мальчика и судьбами многих других детей по долгу службы следят специалисты сельской Администрации Галина Николаевна Черноусова и Лидия Степановна Пинигина. Заседания комиссии всегда проходят активно, здесь нет равнодушных.

На прошлой неделе вызывали мать 13-летнего подростка. Так получилось, что она уехала на два дня в соседний район, оставив сына совершенно одного, без присмотра, без еды. Первую ночь мальчик провёл дома, а вечером другого дня пришёл к родственникам, был очень голоден.

После беседы на комиссии мама в слезах дала обещание, что больше такого не повторится. Заявление на мать в Администрацию поселения поступило от социального педагога. Взаимосвязь между школой, детским садом, специалистом по социальной работе на территории довольно тесная. Не посещает ребёнок занятия в школе. Родители забирают малыша из детского сада в нетрезвом виде. Такие сигналы без внимания не остаются, иногда общественную комиссию по делам несовершеннолетних собирают в экстренном порядке.

Галина Николаевна Черноусова рассказала, что есть такие семьи, где ребёнок, вроде бы, одет, обут, накормлен, то есть, обеспечен всем необходимым, но родители лишают его своего участия, разговоров по душам, даже возможности каждый день видеться. Мама семилетней девочки переложила все заботы на бабушку. Сама занимается устройством личной жизни. Регулярно присылает деньги на содержание дочери, изредка наведывается сама. Бабушке в силу возраста тяжело заниматься воспитанием внучки, отсюда, с её стороны, раздражение, ругань. С бабушкой работал психолог Комплексного центра, не один раз беседовали социальный педагог и специалист по социальной работе. Но проблемы этой семьи продолжают расти вместе с девочкой. Галина Николаевна в должности специалиста по социальной работе уже 13 лет, и, по её мнению, иногда детей можно спасти только крайними мерами: лишить родительских прав их пап и мам.

Кто поймёт — тот опомнится. В своё время мы не могли добиться лишения родительских прав матери двоих детей. Что сейчас наблюдаем? Дети вот-вот достигнут совершеннолетия, они полностью вышли из-под контроля взрослых, их уже нельзя куда-то определить, они ведут аморальный образ жизни. Сейчас мы «бьёмся» с другой семьёй. Все меры социальной поддержки получают, женщину пролечили от алкогольной зависимости, устроили на общественные работы. Но результатов нет. Если мы не лишим маму родительских прав – потеряем и этих детей. Страдают-то в этой ситуации они, а не родители, которым все слова, как об стенку горох, ничем не проймёшь. Хотя есть и такие семьи, которые смогли подняться из этой грязи, вылечились от алкоголизма, сумели повернуть свою жизнь в правильное русло.

Вместе со специалистом по социальной работе побывали мы в гостях у местной жительницы. Сама она рассказывает о своей судьбе с сожалением: пила, гуляла, ребёнка бросала.

Иду, бывало, мимо сельсовета и голову опускаю, до той поры стыдно было. А ничего поделать с собой не могла. Получу пенсию на дочку, она у меня просит то купить, это... На что, говорю, я тебе куплю, если всем за выпивку должна?

Дочку у неё тогда забрали, устроили в семейно-воспитательную группу и дали срок – три месяца, чтобы взяться за ум: навести порядок в доме, бросить пить. Именно то, что дочку забрали, и отрезвило мамашу. Бросила пить без всякого лечения и кодирования. С тех пор прошло уже три года. Приобрели старенький домик с надворными постройками, потому как в администрации дали надежду: не будешь пить, включим тебя в программу «Самообеспечение». Ухватилась она за эту идею, как за круг спасательный, цель появилась. Слово не нарушила. В 2009 году выделили семье деньги. Купила хозяйка корову, сено, комбикорм. Сейчас на подворье тёлочка, корова, поросята. Приобрели недавно свинку и боровка, есть курицы, утки. Бычка, которого лето держали, пустили на мясо. Молоком пока только себя обеспечивают, но надеются, что после отёла прибавит их коровушка в удоях, так и продавать начнут. Кормами на зиму запаслись.

Мир вокруг другим стал, когда пить бросила, и возвращаться к прежнему не собирается. В прошлом году родила ещё дочь. Вырастим, говорит. Хочет дать ребёнку то, чего лишены были старшие дети. Может, пойдёт её пример кому-то на пользу.

Ирина ШАДРИНА