Медиакарта
16:24 | 28 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Покуда в окнах свет горит

В селе Марково, что входит в состав Старозаимской сельской администрации, официально числится 139 человек. Однако постоянно на территории проживает не более сотни. В основном – пенсионеры, которые держат огороды да кое-какую живность...

 Марково – одно из самых старинных сёл в нашем округе. Оно образовалось на берегу Ука вслед за Новой Заимкой в 1750 году и состояло из трёх дворов. Откуда пошло его название, сейчас уже никто не вспомнит. Но исторических сведений о Марково до наших дней дошло довольно много. Так, краевед Елена Ермачкова в своей книге «Летопись земли Заводоуковской» пишет, что крестьяне в деревне (статус села территория получила только в середине ХХ века) занимались в основном земледелием. К 1792 году на каждую душу приходилось по 97 десятин земли. Спустя почти столетие здесь проживало около 600 человек.

В начале ХХ века в Марково было уже зарегистрировано 145 дворов и 920 человек. Деревня славилась знатными пимокатами и мастерами по изготовлению овчинных полушубков. Когда началось крестьянской восстание 1921 года, часть марковцев ушла в отряды мятежников, часть – в Красную армию, многие погибли. Таким образом население деревни снизилось до 150 человек...

После Гражданской войны в Марково образовались коммуны, затем – сельскохозяйственные артели, а позже – колхозы «Заря», «ОГПУ», «Свет». К 1931 году на территории числилось около 700 человек. Но во время коллективизации деревню стали покидать зажиточные крестьяне, опасаясь раскулачивания и репрессий. В поисках лучшей доли они уезжали на золотые прииски и в ближайшие города.

Когда началась Великая Отечественная война, сюда прибыли на спецпоселение поволжские немцы. В колхозе им предоставили и работу, и жильё. О тех временах сегодня вспоминает старожил села Галина Шабалина. В конце войны она пошла в школу. Ребятишек в Марково было много – школа больше напоминала муравейник. Мальчишки и девчонки (среди которых были и дети ссыльных немцев) души не чаяли в учительнице Марии Силаевой. Она настойчиво призывала своих подопечных не ограничиваться четырьмя классами начальной школы, а  идти учиться дальше. Но мужчин в деревне не хватало – вся тяжёлая работа легла на плечи женщин и детей. С 12 лет Галина Филипповна помогала матери заготавливать дрова для колхоза, работала в поле. А в 16 лет её поставили на трактор прицепщицей. Позже она была грузчицей на зернотоке, за коровами ухаживала, силос возила, зерновым складом заведовала. А после работы в клуб бежала. Всё Марково там собиралась. Поплясать да спеть под гармошку приходила не только молодёжь, но и люди семейные. Галина Филипповна с мужем Леонидом Васильевичем, знатным плотником, дружили с семьями Максимовых, Орловых, Зеленовских...

– Весело у нас в деревне было, – говорит моя собеседница – Однако никто не безобразничал, алкоголем не злоупотреблял, знали, что за пьянку с работы попросят. В 1960-70-е годы были в Марково и птичник, и свинарник, и коровник, и телятник, и зерноток. А сейчас люди за копейкой в Заводоуковск или в Новую Заимку ездят. Обидно: такой совхоз развалили!..

Понимаю, что речь идёт о совхозе имени 50-летия СССР, который объединял Старую Заимку, Марково, посёлок Зерновой и деревню Новозаимскую. С ностальгией говорит об этих временах однофамилица Галины Филипповны Людмила Шабалина. Вспоминает 1980-е годы и крепкого хозяйственника Анатолия Петрова. При нём в Марково работали машинно-тракторная мастерская, столовая, детсад, фельдшерско-акушерский пункт и начальная школа. Людмила и её муж Сергей тогда и не помышляли уехать куда-то в поисках лучшей доли. Даже в 1990-е, когда для агрофирмы наступили не лучшие времена, они не сорвались с насиженного места, а открыли свой магазин, взяли в аренду землю, где выращивали зерновые. Сейчас Людмила и Сергей Шабалины на пенсии, хлопочут на своём огороде. Говорят, что не могут без земли и родного Марково, где приросли корнями. А вот дочери Шабалиных в селе не остались, сказали, что перспектив здесь никаких ...

Сейчас в селе всего-то три молодых семьи – Волковы, Шабалины, Архилей. Последние живут в постоянном ремонте: Дарья и Иван приводят в порядок дом, доставшийся им от бабушки. О городской жизни не помышляют – оба деревенские, привыкли к простору и свежему воздуху. Иван – из Семеново. Дарью, которая родилась и выросла в Марково, заприметил десять лет назад в сельском клубе на дискотеке, чуть позже предложение сделал. Сегодня у супругов двое сыновей-непосед – пятилетний Илюшка и полуторагодовалый Никита. На днях ребятишки подхватили насморк, и утром Дарья повела их на приём к фельдшеру. Нарадоваться не может, что в селе ФАП после долгого перерыва заработал: в город-то с детскими болячками не наездишься.

– А ещё в этом году до нас наконец-то чистая вода дошла! – восклицает Дарья. – Павильон водоочистки установили в центре села. Стараниями общественников в Марково появилось уличное освещение. Ещё в селе имеются сотовая связь и интернет. Нам бы ещё дорогу хорошую от автотрассы... И газ – голубая мечта всех марковцев.

На вопрос о рабочих местах в селе, Дарья улыбается. Их попросту нет. Супруги Архилей трудятся в новозаимском «Согласии». Считают, что им крупно повезло – до Новой Заимки рукой подать. А ведь кто-то ездит на заработки в Заводоуковск, кто-то в Тюмень или на Север.

– Уверена: тем, кто действительно хочет жить в селе, никакие трудности не страшны, – говорит Дарья Архилей. – Жаль, конечно, что третья часть усадеб в Марково заброшена. Но пока горит свет в домах, пока ребятишки бегают по улицам – жива деревня!

Автор: Ольга МЯСНИКОВА. Фото автора