6 апреля 2011 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 63 «Об электронной подписи» (8 апреля 2011 года вступил в силу. К моменту его принятия в России с 10 января 2002 года действовал Федеральный закон № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»).
Понятие электронной подписи закреплено в статье 2 закона «Об электронной подписи». 1 января 2013 года ГОСТ Р 34.10–2001 был заменён на ГОСТ Р 34.10–2012.
Новый закон значительно расширил сферу использования электронной подписи не только физическим, но и юридическим лицам, а также закрепил систему аккредитации удостоверяющих центров.
Одним из главных новшеств стало введение видов электронной подписи-простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Простая электронная подпись представляет собой комбинацию из логина и пароля и подтверждает, что электронное сообщение отправлено конкретным лицом. Усиленная же электронная подпись подразделяется на неквалифицированную и квалифицированную. Усиленная неквалифицированная подпись не только идентифицирует отправителя, но и подтверждает, что с момента подписания документ не менялся.
Электронная подпись - это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Опыт Отдела № 20
Отдел № 20 УФК по Тюменской области получил письменное подтверждение лиц, с которыми заключены договоры присоединения (Соглашения) к Регламенту Удостоверяющего центра Федерального казначейства, об ознакомлении с внесенными в Регламент УЦ ФК изменениями и готовности к взаимодействию с территориальным органом Федерального казначейства в рамках заключенных договоров с учетом требований Регламента УЦ ФК. За период с 2015 года по 2019 год заключено 77 договоров присоединения к Регламенту.
За девять месяцев 2019 года обработано 217 сертификатов из них отказано - 94, выдано - 123.
В настоящее время в отделе наблюдается устойчивая динамика роста количества выданных сертификатов. В случае отрицательного результата проверки, документы на создание сертификата возвращаются с мотивированным отказом. Основными причинами отказа в создание сертификата являются:
- неполнота комплекта документов на создание сертификата;
- несоответствие сведений, указанных в заявлении на сертификат;
- отсутствия документа, подтверждающие полномочия получателя сертификата. Следует отметить, что главный потребитель данного сектора – юридические лица.
В новом законе определены возможности использования электронных подписей при оказании государственных и муниципальных услуг. В частности, установлено, что правила использования простых электронных подписей при оказании государственных и муниципальных услуг, в том числе правила создания и выдачи ключей простых электронных подписей, а также перечень органов и организаций, которые имеют на это право, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Также новыми нормами закона оговорено, что при оказании государственных и муниципальных услуг с использованием простых электронных подписей должны обеспечиваться:
- возможность бесплатного получения любыми лицами ключей простых электронных подписей для использования в целях получения государственных и муниципальных услуг;
- отсутствие необходимости использования физическими и юридическими лицами программных и аппаратных средств, специально предназначенных для получения государственных и муниципальных услуг с использованием простых электронных подписей.
Система электронной подписи решает вопросы взаимодействия и безопасности для государственных и муниципальных нужд.
Казначей отдела № 20 УФК по Тюменской области
Ирина Могильная