День памяти жертв политических репрессий... И тревожным набатом в моём сознании мысль: «Я должен в меру своих способностей написать о людях, которых хорошо знал, о своих родственниках, о тех, про которых просто слышал. Написать о тех, кто сполна познал безмерные тяготы, находясь в рядах трудовой армии».
28 августа 1941 года выходит указ Президиума Верховного Совета СССР о депортации немцев Поволжья в районы Сибири, Дальнего Востока, Казахстана и Средней Азии. И поплыли по Волге перегруженные баржи, пошли железнодорожные эшелоны, увозя вынужденных переселенцев в неизвестность. Многие, особенно старики и маленькие дети, умирали в пути. Их просто снимали на очередной станции, а родственники не могли даже захоронить. Долгие недели в дороге. К месту постоянного пребывания (ссылки) людей везли на телегах уже по крепко промёрзшей земле. Сибирь встречала не всегда гостеприимно. А тут и новая напасть. Выходит постановление о привлечении к трудовой повинности лиц немецкой национальности. Мужчин в возрасте от 18 и до 55 лет, молодых женщин и девушек – от 18 и до 40 лет. Трудовая армия – это полное бесправие, бесчеловечное отношение и унижение. Это каторжный труд при очень скудном пайке, без добротной одежды. Это искалеченные судьбы, бесконечные жертвы. Труд мобилизованных немцев использовали на заготовке леса, строительстве, в рудниках и шахтах, на рыбной ловле в районах Крайнего Севера. Достаточно сказать, что руками трудармейцев с нулевого цикла, т. е. с котлованов, за короткий срок был построен Богуславский алюминиевый завод. Самолётостроение начало получать добротный металл взамен пресловутой фанеры, которая горела от первой попавшей зажигательной пули. Буду справедливым: смертность в трудовой армии никак несравнима с потерями на фронтах Великой Отечественной войны. Но это не оправдывает ту жестокость, тот геноцид, который был допущен в годы войны против собственного народа. Из Суерки в трудовую армию были мобилизованы Филипп Филиппович Гольцман, Матвей Яковлевич Ланг, Раиса Петровна Зоммер. И это не полный список. Им повезло, они выжили и вернулись в свои семьи. Репрессии по национальному, по религиозному признаку – явление в обществе самое массовое, самое жестокое. И меня радует, что сегодня в Суерке прекрасно живут и русские, и казахи, и немцы… Радует, что вместе мы справляем русские национальные праздники, казахские – Наурыз, Курултай, Курбан-Байрам, немецкие «Wainacht» – Рождество, либо «OSTERN» – пасха. В одном из моих стихов есть строки – пусть они будут пророческими!
Не смолкают в Суерке пусть песни,
Пусть на разных звучат языках.
Радость, счастье –вот снова мы вместе,
Пусть звучат эти песни в веках.
Трудармейцам Суерки
Трудовая армия –лихих преданье лет.
Ты выписала многим в мир иной билет.
Измождённых трудармейцев угрюмый строй.
Вечерняя поверка. Скорей бы на покой.
Голодно и холодно. Нет войне конца.
Кто напрасно ждал оттуда мать, деда иль отца?
Прозвищем презрительным был не удручён?
Кто косыми взглядами был не награждён?
Они, вины не знавшие, в блюминге страны
Были из-за нации в пыль превращены.
Страдания, мучения выпали им всем.
В этот строй попали и без прав совсем.
Труд тяжёлый, каторжный.
Что ни день – аврал.
Смерть, как избавление.
Её каждый ждал.
Семья терзалась, мучилась – хотелось поддержать.
Разве вот посылочку, что ни есть, послать?
Послать же было нечего.
Разве сухарей?
Но как отнять последнее у своих детей?
Тело искалечено.
С каждым днём больней,
А с душой оплёванной –много тяжелей.
Гольцман, Ланг и Зоммер,
Миллер, Наам и Шмидт…
Список то не полный, а душа болит.
Душа болит, в груди тоска –
То боль по ушедшим навсегда.
Память нам оставила нация отцов.
Мы памяти достойны, скажу без громких слов.
Сегодня трудармейцам мы скорбью воздадим,
Вспомним поимённо и молча постоим.
с. Суерка.