Медиакарта
3:16 | 29 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Считаю себя русской...

Великая Отечественная война принесла людям много слёз и страданий... Казалось бы, сколько лет прошло, но далёкое прошлое до сих пор стоит перед глазами жительницы райцентра Эмилии Яковлевны Штукерт…

Её детство, как и большинства людей того поколения, выпало на трудные военные и послевоенные годы. Но, в отличии от других человеческих судеб, история этой женщины неповторима… Она родилась в деревне Миллер Саратовской области, в многодетной семье Лейман. У родителей на тот момент было всё: большой дом, хозяйство, огород, сад, в котором росли яблоки и груши... Однако вскоре всего этого пришлось лишиться, ведь началась Великая Отечественная война...

- Мне было шесть лет, но осень 1941 года помню, как вчера, – признаётся Эмилия Яковлевна. – Однажды ночью в дом ворвались какие-то люди в форме, разбудили всю семью и забрали отца. Мы даже не знали: куда и зачем? А наутро пришли за нами, и объявили, чтобы срочно собирались и бежали к реке Волге... Растерянная мама ничего не взяла с собой, наверное, думала, что обязательно вернёмся обратно, и всё будет, как прежде…

На пристани деревенские жители поднимались на пароходы... Сначала путь лежал через Волгу, а затем всех «загрузили» в товарные вагоны поезда и отправили в неизвестность... Лишь спустя месяц составы «застыли» на железнодорожной станции в Голышмановском районе...

Семью Лейман поселили в однокомнатной квартире, в деревне Новоберезовка. И с тех пор началась новая, полная испытаний жизнь... Сельчане не были рады такому соседству, а потому часто дразнили, называли «немчурой»... Со временем только стали привыкать к переселенцам, и вместо обидных слов уже выражали сожаление и сочувствие…

– Вскоре приехал отец, но легче от этого не стало,  – с грустью продолжила рассказ моя героиня. – Понимаете, папа всегда считал, что я не родная ему, и частенько говорил маме, что не обязан кормить лишний рот. От голода ничего не оставалось, как ходить попрошайничать... Бывало, кто-то кусочек хлеба или картошку даст, иной раз и за стол посадят – накормят. А зажиточные семьи отличались особой «теплотой» – со двора  пинком гнали. Вот так мы выживали...

Образование Эмилия Яковлевна не получила. Строгий отец запрещал детям ходить в школу и изучать русский язык. Надеялся и верил, что скоро вернется на малую родину, на Волгу. Но этого так и не произошло...

Жить с родителями моя героиня больше не хотела, а потому старалась с утра до вечера где-нибудь подрабатывать.

 – Однажды позвали в семью – нянчить двоих ребятишек, – поведала женщина. – С тех пор этот дом стал моим кровом. Будучи десятилетней девочкой, справлялась с любыми обязанностями. А в награду от благодарных хозяев получала сытную еду и теплую одежду... Став немного постарше, устроилась в колхоз дояркой. Рабочий день начинался ранним утром и длился до поздней ночи. Сама доила, получала и раздавала корм, гоняла скотину на водопой… Никакой работы не боялась, со всеми трудностями справлялась.

 В 18 лет Эмилия Яковлевна вышла замуж. Родила двоих детей. Но брак был недолгим. Спустя десять лет совместной жизни глава семьи ушел к другой женщине. Однако моя героиня не осталась без сильного, мужского плеча и вскоре связала жизнь с молодым, красивым вдовцом.

– Виктор был родом из Армизонского района, - продолжила женщина. – Ему тоже в свое время пришлось не сладко. Жена умерла при родах. На младенца пришлось написать отказную. Но я решила –  во что бы то ни стало воспитаю малышку, и после долгих уговоров врачей забрала Ларисоньку к себе... Ой, как же прикипела к этой крошечке! Муж все время говорил: «Ну, как так можно любить неродного ребенка?». А я в ответ лишь улыбалась, и, глядя на нее, понимала – родная! Еще как родная!

Так как сама всю жизнь была «неучем», старалась, чтобы дети получили образование и нашли место в жизни. Так и вышло. Надежда, Татьяна, Владимир и Лариса выучились и обзавелись семьями. Сейчас у меня уже внуки и правнуки. Это ли не счастье? Родные часто звонят, переживают, волнуются, ведь годы дают о себе знать... Раньше вязала дорожки, салфетки, пуховые шали, а сейчас и зрение уже не то...

В свои 85 лет женщина всё же не сидит без дела – всегда чем-то занята. Даже в тот день, когда мы заглянули в гости, хозяйка только закончила уборку... в подъезде.

– Помимо домашних дел, приходится подрабатывать, – вздыхает Эмилия Яковлевна. – Ну, а как иначе-то? Пенсия маленькая. А тут какой-никакой, а приработок. Да и не могу сидеть на диване и ничего не делать… Жизнь научила трудиться.

- Сохранили ли вы свои немецкие традиции? – поинтересовалась у нее напоследок.

- Нет! Уже давно считаю себя русской...

Восьмого ноября эта милая и добрая женщина отметила свой юбилейный день рождения. Мы от всей души желаем ей счастья, крепкого здоровья и долгих лет жизни.

Автор: Ольга ГЕРАСИМЕНКО