Нижнеманайское сельское поселение очень компактное. В него входят 5 населённых пунктов: Нижнеманай, Верхнеманай, Сосновка, Тополёвка и Ниходская.
Наш журналистский десант решил высадиться в Сосновке, приютившейся справа от центральной усадьбы и находящейся от неё в полутора километрах. Почему её так назвали, остаётся только гадать. Рядом с Сосновкой я не заметила в радиусе нескольких километров ни одной сосны. Кстати, и единственная улица тоже Сосновская. Тот, кто когда-то давал ей название, особо мудрить не стал. И неведомо, то ли улица в честь деревни, то ли наоборот. Всего в ней 33 двора. Добротные, отремонтированные современным отделочным материалом дома перемежаются с заброшенными усадьбами. Часть дороги щебенённая. А ведь каких-то 8 лет назад в дождливую погоду там была непролазная грязь. Зарегистрированных жителей чуть больше 50 человек, а фактически проживают только 42. Среди них два школьника, столько же студентов, 19 пенсионеров. Так как на территории нет никакого производства, работающему населению приходится трудиться за её пределами.
Нет в населённом пункте ни ФАПа, ни клуба, ни магазинов.
«Что отличает местных жителей – их сплочённость и активная жизненная позиция. Если кому-то из односельчан необходима помощь, соседи обязательно её окажут. Случись заехать в Сосновку какому-нибудь незнакомцу или, например, сгорела лампочка на столбе, об этом обязательно мне сообщат», – делится глава поселения Любовь Лопатинская.
Картошку вырастим, а молоко купим
Двигаясь вдоль деревни, обратила внимание на двух мирно беседующих женщин. Ими оказались Анна Васильева и Раиса Слынько. На лавке – пакеты с продуктами и трёхлитровые банки с молоком. Сами коров не держат, берут у Аниной матери, проживающей в Тополёвке – малой родине Анны. В Сосновку она переехала 8 лет назад, купив дом на материнский капитал после рождения второго сына – Дмитрия. Старшему Артёму в ту пору уже было 7 лет. Сейчас он учится в 9 классе. Анна Дмитриевна нигде не работает, ухаживает за Дмитрием, у которого ДЦП. Большая часть пенсии уходит на его лечение. А ещё надо и за отопление электрическое заплатить (зимой это тысяч десять), и продукты купить, и на одежду потратиться. Трудно приходится. Большим подспорьем является огород, хоть овощи свои. Лес недалеко, грибы да ягоды выручают. Из хозяйства на дворе только куры. По мере сил и возможностей благоустраивает свой дом. Сделала пристрой, провела воду, поменяла окна на пластиковые.
Мечтает Аня переехать хотя бы в Заводоуковск, где больница рядом. Диме нужна квалифицированная помощь врачей, а в Упорово с больным ребёнком не наездишься: на такси дорого, а на автобусе – тяжело. Да и Артёму после 9 класса надо продолжать учёбу, чтобы получить профессию. Но удастся ли осуществить эту мечту, большой вопрос. Если и продаст дом в деревне, то на эти деньги вряд ли можно будет купить жильё в городе.
Анна гостеприимная хозяйка. В её доме всегда пахнет пирогами, которыми она любит угощать соседей.
Другая моя собеседница – Раиса Алексеевна – коренная жительница Сосновки. Правда, в 70-е годы уезжала в Ялуторовск, где вышла замуж. Но, к сожалению, рано овдовела, Виктор умер, когда ему едва исполнился 31 год. Осталась Рая с сыном Сергеем. Был и второй брак и тоже непродолжительный.
Вернулась с сыном в родную Сосновку. Устроилась дояркой в колхоз. Сейчас она на заслуженном отдыхе. Сын не работает, живут на одну пенсию. «Ничего, с голоду не помираем. Картошку вырастим, молока купим», – не унывает Слынько.
Дочь ветерана войны
Попрощавшись с женщинами, я отправилась дальше. По их совету решила пообщаться с Тамарой Новиковой. Её дом почти напротив Аниного, чуть-чуть наискосок.
Тамара Ильинична тоже родом из Сосновки. Сразу после окончания школы уехала покорять областную столицу. Поступила сначала в училище, потом работала в магазине, позже – на Тюменском аккумуляторном заводе. Выйдя замуж, переехала на Украину. Может, и сейчас продолжала бы там жить, но Чернобыльская авария спутала все карты. Тамара вместе с сыном Михаилом перебралась в Сосновку, а супруг остался с родителями, за которыми нужен был уход.
Когда вернулась в деревню, мамы уже не было. Поселилась в отчем доме. Устроилась дояркой. «Тогда в колхозе много было коров, овец, свиней, фермы не пустовали», – говорит Новикова. Так и трудилась в хозяйстве до самого его развала. Сейчас она на заслуженном отдыхе. «Много лет проработала на вредном производстве, всю жизнь была донором. А пенсия небольшая, ни на что её не хватает», – обижается женщина. Летом она любит копаться в огороде, а долгими зимними вечерами читать и телевизор смотреть. В её доме, во дворе и за оградой всегда идеальный порядок. Раньше держала много скота, а сейчас из всей живности кошка да котёнок. Сын живёт в Тюмени, часто приезжает к матери в гости. У него 10-летняя дочь Софья и 4-летний сын Ярослав. Бабушка в них души не чает.
Её папа – Илья Данилович Егоров – ветеран Великой Отечественной войны. Воевал с 41-го по 43-й год. Три раза ранен. Всю жизнь проходил с пулей возле самого сердца. На фронте был командиром орудия. Как-то после ожесточённого боя увидел своего родного брата Василия. Но, к великому сожалению, уже мёртвого. Оказывается, они воевали рядом и не знали об этом. Отца не стало в 2006 году…
Пусть не исчезают деревеньки
Сколько по России осталось таких маленьких деревень, где ещё теплится жизнь. И поддерживают этот огонёк люди, прикипевшие всем сердцем к родной земле, где испокон веков их предки трудились на полях, растя хлеб, рожали детей, строили дома… И хочется, чтоб этот огонёк не угасал, а лишь разгорался с новой силой.