Медиакарта
5:48 | 13 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Там, где текут реки...

С момента основания АУ «Краеведческий музей Уватского муниципального района «Легенды седого Иртыша» начал проводить археолого-этнографические, палеонтолого-природоведческие и краеведческо-бытовые экспедиции по территории Уватского района. В первую очередь нас интересовали притоки Иртыша, ведь именно здесь находились первые поселения коренных жителей нашего края. Часть из них уже открыта археологами, а другая ждёт своих исследователей.

Мы уже побывали на больших притоках Иртыша: Туртасе, Демьянке, Тюме, Алымке, совершили 3 экспедиции вниз по Иртышу и прошли по радиальным маршрутам. В ходе проведения каждой экспедиции узнавали что-то новое об истории нашего удивительно красивого края, посетили 70 населенных пунктов, 22 из них к настоящему времени действующие; провели мониторинг 14 известных археологических памятников и нашли доказательства существования 7 новых древних поселений. Остались непройденными протока Боровая, реки Носка и Аркалам.

5 июня 2019 года экспедиция в составе капитана А.А. Затонских, археолога Л.Н. Сладковой, волонтера З.В. Новиковой и директора музея Л.А. Телегиной с помощью наших замечательных спонсоров В.Ф. Слинкина и А.В. Слинкина отправились по этим рекам, чтобы побывать на местах бывших поселений. Прежде чем тронуться по намеченному маршруту, решили по просьбе капитана зайти в построенный на правобережье Увата храм Николая Чудотворца и попросить у него удачи. Уровень воды в Иртыше позволил катеру пройти по небольшой курье и причалить к высокому берегу. Это было самое первое судно, которое пристало у храма. Пришлось приложить усилия, чтобы подняться по крутому насыпанному склону своеобразного островка и подойти к храму, где мы поставили свечку и положили монеты.

А всё начиналось 7 лет назад. В 2012 году таинство освящения места строительства часовни в честь Николая Чудотворца в Увате провел глава Тобольско-Тюменской епархии владыка Димитрий. Будущий храм владыка назвал святым островом. По замыслу архитектора, храмовый комплекс, где центральное место займет храм Георгия Победоносца в каменном исполнении, станет чудом архитектурного зодчества. Рядом разместятся часовня, воскресная школа, смотровая площадка, вокруг храма будет высажен парк. Душой этого проекта стал Ю.О. Свяцкевич. Это просто великолепно, что у нас на Уватской земле будет стоять такая красота.

Старожилы называли это место Чебачья. Проскурякова (Захарова) Любовь Дмитриевна, жившая в д. Мишино, в разговоре с дочерью Тамарой называла остров Чебачья. И, действительно, по материалам ревизии, в 1782 году в подушный оклад занесены были 94 мужчины и 101 женщина из Чебачьей, носящие фамилии: Захаровы, Разбойниковы, Сафоновы, Холодиловы. В 1868 году уже значилось 26 дворов с 77 мужчинами и 68 женщинами. А в Списке населенных мест Тобольской губернии удалось найти данные за 1903 год о д. Чебачинской, в которой насчитывалось 5 дворов, где проживали 18 мужчин и 13 женщин. В другом Списке населенных пунктов Тобольского округа за 1924 год в д. Чебачья Мишинского сельского совета Демьянского района проживали всего 9 человек.

Бехметова (Разбойникова) Марфа Ефремовна 1927 года рождения, бывшая жительница д. Маркеловки (Тимохиной), хорошо помнит, что на острове до войны стоял большой дом с воротами, обнесенный высоким большим забором. В доме жил богатый человек, который часто выезжал на конке, запряженной лошадью. Она не помнит его имени и фамилии, но в памяти отпечатались его слова: «Я построю здесь церковь, а если не я, то построят мои дети». А ведь так оно и получилось, ведуном оказался хозяин острова.

Рядом с Уватом располагалась д. Дальнопольная, известная уватцам, как Дальнее Поле, исчезнувшая в 1971 году. В деревне у озера и почти до Агашкиного полоя стояло 5-6 домов. Первое упоминание о поселении относится к 1782 году, когда в нем проживали 105 человек, носители фамилий: Сафоновы, Поспеловы, Проскуряковы и Захаровы.

В середине XX века в Дальнопольней находился приемный пункт базы заготконторы. Здесь сдавали шкуры животных со всего района. Шкуры солили и отвозили на базу заготовок в Тюмень. Принимали также и овечью шерсть, упаковывая ее в большие кипы, предварительно хорошо утрамбовав ногами. Затем кипы увозили в Тюмень на сапоговаляльную фабрику. Овчинные шкуры тоже увозили в Тюмень на овчинно-меховой комбинат, а обратно привозили по разнарядке белые и черные шубы и полушубки. Приемщиком пункта работал Зак(г) Михаил Николаевич. Деревня находилась недалеко от старицы.

Кстати Владимир Софонов, фермер из с. Уват, говорил мне, что его дед нашел в деревне Дальнопольной клад - горшок с монетами.

Берега реки затягиваются густым тальником, и мы бы, наверное, не заметили даже справа устье, так любимой уватцами старицы, если бы не опора линии электропередачи, стоящая рядом. Вскоре слева через ветви деревьев промелькнули отживающие свой век строения бывшего поселка Ялба, где прошло мое детство. Место было облюбовано основателями деревни неслучайно, рядом с устьем реки Туртас. За речкой находились заливные луга, удобные для сенокоса.

В 1782 году в деревне Е(я)лбинской насчитывалось ямщиков: 55 мужчин и 53 женщины, в 1868 году уже проживали 88 мужчин и 91 женщина в 14 дворах. К 1903 году число дворов увеличилось на 4. Количество мужчин уменьшилось на 26, а женщин на 42. По данным за 1924 год происходит небольшое увеличение численности, что составляло 134 жителя. В период коллективизации был создан колхоз «Вторая пятилетка». Второе рождение деревня пережила в связи с образованием Ялбинского сплавучастка. На ялбинском лесозаводе имени Кирова, строительство которого началось в 1934 году, бревна распиливали, получая горбыль, тес, шпалу. Затем пиломатериалы с помощью кранов грузили на баржи и отправляли к месту назначения. В лучшие годы списочный состав рабочих доходил до 600 человек, а ведь кроме этого жители поселка были заняты в начальной школе, детском саду, клубе, медпункте, бане, пекарне, 3-х магазинах. Особенно весело было в поселке летом, когда в клубе собиралась молодежь, приходили ребята с катера, приписанного к сплавучастку, с самоходок и барж, стоящих под погрузкой, клуб тогда играл очень большую роль в культурной жизни поселка. Со строительством железной дороги отпала необходимость в молевом сплаве, так как древесину стали перевозить в вагонах по железной дороге и люди стали разъезжаться. Кто-то поехал в Кирсарай, Туртас, а кто-то совсем покинул пределы района. Сейчас в Ялбе проживает всего 1 житель.

Немного вверх по Иртышу от устья Туртаса, примерно, в километре от левого берега стояла деревня Куприян, куда так любят сейчас ездить за грибами и ягодами уватцы. В детстве я с родителями тоже ездила за клюквой. Мы переплывали из Ялбы на лодке через Иртыш, проходили мимо коровника с конюшней, избушки деда Губана, мимо большого дома бригадира Афони бригады колхоза «Мир», домов Кошкаровых и других, и уходили в болото за ягодами.

(Продолжение в следующих выпусках газеты «УИ»).

Фото З.В. Новиковой,

Л.Н. Сладковой и из архива Е.Д. Мальцевой.

Ялба в 60-е годы. В Ялбе когда-то кипела жизнь. 
Автор: Л.А. ТЕЛЕГИНА, директор краеведческого музея «Легенды седого И