Уват расположен по двум берегам Иртыша. Поводов переправиться через реку у нас предостаточно: в гости или за продуктами, в сельскую администрацию или на работу. К тому же со стороны правобережного Увата расположена железнодорожная станция. Зато на левом берегу - больница. Дорога между левой и правой частями Увата - это самая обсуждаемая тема и, можно сказать, народное «развлечение».
Спасает изобретательность и ответственное отношение нашей дорожной службы. Летом ходят паромы, зимой их сменяет переправа по льду. Это не просто накатанная колея, а строго регламентированная дорожными нормативами система полос с широким расстоянием между ними. Такая дорога требует постоянного обслуживания, расчистки, выравнивания.
Только встанет лед, дорожники в любой мороз выходят на реку и заливают переправу. Во вторник, например, было -33 градуса по Цельсию, а они - на работе, льют воду, чтобы быстрее укрепить переправу и открыть дорогу автомобилям.
Первый слой воды льется по природному льду. Он редко бывает ровным. Но в этом году погода была более или менее удачной и больших торосов не натолкало.
Ледовая переправа в Увате будет состоять из двух полос шириной 25 метров и длиной 750 метров каждая. Дополнительно будет залит и пешеходный переход. Между берегами Увата пойдут люди, легковушки и даже большегрузы до 30-40 тонн. Чтобы лед выдержал, его толщина должна быть не менее 1 метра 20 сантиметров. Заливать такую глыбу дорожники будут 1,5-2 месяца.
Сегодня контуры будущей переправы отмечены оранжевыми сигнальными вешками. Когда работа будет закончена, на реке появится трасса, ровная, как асфальт. На переправе работают по 4-5 помп - каждую обсуживают по два человека. Сначала лед очищается от неровностей - шорохов и снега. Потом шнеком бурят лунки примерно через каждые 15-20 метров. Вставляют в лунку шланг и включают помпу. Вода разливается по льду, намораживает слой и «заглаживает» трещины - от сильного мороза лед рвет и работы прибавляется.
Чтобы лед заливался равномерно, шланг передвигают. Так шаг за шагом весь день.
Откроется зимняя переправа, когда толщина льда достигнет 35 сантиметров, по такому «мосту» и люди могут ходить без опаски, и легковые автомобили проедут. Когда слой будет метр - дадут зеленый свет грузовикам до 10 тонн.
К январю-февралю толщина льда на переправе достигнет 1,2-1,5 метра и более и можно смело запускать 30-тонники.
Обслуживание переправы не останавливается ни на день: расчистка от снега и заливка трещин необходимы для поддержания полос в рабочем состоянии.
Фото автора