Медиакарта
15:17 | 23 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Там, где текут реки

Часа в 2 после полудня мы прошли мимо Алымского моста. Здесь р. Алымка впадает в р. Боровую. Следующая по курсу деревня Сергеевка стоит на высоком берегу.

Она связана с именем Героя Советского Союза Кошкарова Григория Никифоровича. Григорий родился 15 февраля 1924 года в д. Заимке Сергеевского сельского совета. Вскоре родители переехали в Тобольск, где он в 1931 году пошел в школу. Вскоре его родителям пришлось переехать в г. Ханты-Мансийск, а ему - к дедушке и бабушке в д. Сергеевку. С 5-го по 7-й класс Гриша учился в Новосельской семилетней школе.

Как-то в руки мне попало одно из последних изданий книги «Герои Тюменской области», и в ней почему-то Кошкаров Г.Н. отнесен к Тобольскому району. Уватский же район представлен только одним Героем Советского Союза Неумоевым Яковом Николаевичем. Я не согласна с этим.

Видимо, зажиточные жили в Сергеевке люди, если в 80-е годы, со слов одного из жителей деревни, встретившегося нам во время экспедиции на Сергеевское городище, в деревне был найден клад. Из райцентра приехал милиционер и увез чугунок с монетами. Какова была дальнейшая судьба клада, нам так и не удалось узнать. Постепенно покидают люди и эту деревню, а оставшиеся жители распиливают на дрова бесхозные дома.

На другой стороне Боровой, на значительном расстоянии от берега находится останец, где располагается Сергеевское городище, на котором жили предки коренных жителей с ХII по IХ вв. до н.э. В отвалах нам удалось найти только небольшие фрагменты керамики. В прошлом веке с северной стороны на останце еще хоронили усопших жители деревни Белкиной.

Во время первого посещения этого места мы обнаружили череп с отверстием от пули во лбу. Он лежал рядом с барсучьей норой. Скорее всего его вытащили животные. Значит, на этом кладбище были захоронены расстрелянные в годы гражданской войны. Мы засыпали череп, но когда оказались здесь во второй раз, то снова увидели его на прежнем месте, скорее всего его вымыли дожди.

Примерно в 1,5 км не доезжая до Красного Яра существовала д. Варган (Петровская). В середине ХХ века здесь находилась потребсоюзовская база, откуда и развозили товар по магазинам в соседние деревни. Стоял здесь и дом-лавка, а позднее построили небольшой магазинчик, где всегда можно было попить горячего чаю, поесть вкусных пельменей и пропустить «для сугреву» 100 грамм. Шоферы прозвали этот магазин «Голубой Дунай», торговала в нём Береснева.

Следующий пункт назначения село Красный Яр. Существуют несколько легенд, объясняющих название поселения.

Когда-то давно эту территорию заселяли существа, похожие на людей, их называли Красная Чудь. У них были большие красные глаза. Когда люди пришли сюда, то существа, вырыв в яру норы, скрылись в них. Отсюда и пошло название «Красный Яр».

Также Красный Яр означает (слово) красивый. Побывала в этих местах девица-красавица, обладающая волшебной силой, понравилось ей здесь, и подарила она людям красивую природу, реки, богатые рыбой, обширные леса, полные всякого зверья. И еще говорят, что в этих местах велась добыча красной глины, отсюда название «Красный», а «Яр» - потому что село расположено на горе.

Во время присоединения территории Нижнего Прииртышья к Российскому государству в д. Красноярской побывал славный атаман Ермак, так говорится в одной из летописей. В 1795 г. в д. Красноярской  , вновь заселенной посельщиком Максимом Петровым Полисовым (Полковым), государственным крестьянином, проживали 8 человек. Многое изменилось в жизни села с тех далеких времен. На территории Красноярского поселения сейчас проживает более 600 человек. Из них немало интересных увлеченных людей. Среди них и учитель Красноярской школы Анатолий Александрович Мальцев. С детских лет он увлекся историей родного края, записывал в близлежащих деревеньках у бабушек легенды, сложенные их предками, собирал полотенца, одежду, головные уборы. В музее были представлены 2 выставки краеведа, которые поражают своей красотой.

6 июня, пообедав на катере, предварительно пришвартовавшись к крутому красноярскому берегу р. Носки, мы пересели в лодку и двинулись к мосту на Луговую Слинкину. Под мостом проплыли, пригнув головы, и вышли на широкий простор равный, пожалуй, по ширине двум Иртышам. Как сильно разливается в половодье казалось бы небольшая таежная речка. С большим трудом нашли русло реки и подплыли к федеральному мосту, стоящему на Носке по старому тракту Тобольск - Уват.

Вскоре справа показалась доживающая свой век деревенька Сафьянка. Если заезжать в нее со стороны Увата, то Сафьянка стоит справа, а слева располагается Заимка. Расстояние между ними составляет буквально сотню метров. Сейчас здесь проживают 13 человек, а прописано 36. А когда-то это была крепкая деревня. О тех далеких временах напоминает сохранившийся до сих пор Петровский амбар.

В начале прошлого века в большом доме жили два брата Пётр и Семён Поспеловы. Пётр вел хозяйство по науке, проводил опыты и все данные записывал в толстые тетради, урожаи получал отменные. Зимой возили на продажу в город Тобольск зерно, масло, кедровые орехи, рыбу. В 1930 году середняка Петра Фёдоровича арестовали, было ему тогда более 50 лет и было у него 6 детей. Его внучка, Валентина Фёдоровна Белкина помнит, что деда сослали на поселение в поселок Чёрный мыс, расположенный в 3-4 километрах от Сургута, а тетради с записями Петра Фёдоровича исчезли. Через некоторое время Петра арестовали и посадили в тюрьму, откуда он уже не вернулся, а амбар стоит до сих пор.

Младший брат Семён накануне раскулачивания решил отделиться от старшего брата, успел только построить сруб для нового дома, но пожить в нем не удалось. Дом отобрали и перевезли в Уват, где расположился не то военкомат, не то милиция. Самого хозяина сослали на Север, а затем расстреляли как врага народа. Сколько замечательных тружеников, настоящих хозяев пострадали в то время от своего родного государства.

Пройдя мимо Сафьянки, мы направились к мосту. Федеральный мост оказался выше первого, и под ним нам не пришлось нагибать свои головы. Но зато с другой стороны моста течением набило разный хлам: коряги, деревья, палки и др. С большим трудом пробились через затор, и пошли вверх по р. Носке к бывшей деревне Екимовке. Река берет начало из озера Носкинбаш. Длина реки составляет 374 километра. В ее низовьях нерестится осетр.

Учительница Уватской школы Гулькай Хайруловна Тухтарова однажды рассказала мне вот какую историю, связанную с осетрами. В 1993 году ей пришлось вместе с родственниками плыть на лодке из с. Лайтамак в Уват сначала по реке Носке, а затем по Боровой и вышли на Иртыш. Решили заночевать на пологом песчаном берегу Иртыша. Было примерно 10 часов вечера и вдруг она дважды услышала звуки, создаваемые при нырянии крупным существом в воду. Муж Альберт Тухтаров объяснил ей, что так ныряют осетры.

(Продолжение в следующих выпусках газеты «УИ»)

Фото З.В. Новиковой,

Л.Н. Сладковой

Мост через Носку в Красном Яре. Сохранившийся Петровский амбар. На берегах ещё можно встретить лодку-осиновку. Заброшенный дом в Сафьянке. 
Автор: Л.А. Телегина, директор краеведческого музея «Легенды седого