Около 10 часов вечера наша лодка пристала к беседке, стоящей на берегу. Это была Екимовка, бывший спецпосёлок и переселенческий участок.
В ходе осуществления Столыпинской реформы в начале ХХ века по реке Носке стали создаваться переселенческие участки: Встречный, Вознесенский, Таловский, Гляденский и Екимовский (Куреинский). Вольные переселенцы, прибыв сюда, сразу же вручную раскорчевывали леса, строили дома, обзаводились хозяйством, занимались рыболовством, охотой. Среди них были бондари, столяры, пимокаты, шорники. Кроме занятия ремеслом занимались сельским хозяйством, извозом, промыслом. До 1926 года в Екимовском участке насчитывалось 14 дворов с 66 жителями.
Впервые мне удалось побывать в Екимовке, когда я окончила 6 класс. Вместе с папой Александром Дмитриевичем Долининым мы поехали туда за закорышами (лежнями). Рыбаки наживляли их на уды переметов и ловили язя. Закорышей копали в опиле, а в Екимовке занимались лесообработкой; пилили бревна. Помню, как мы шли по болоту, по которому были уложены бревна. Тут я впервые услышала от отца слово «гать». Оказывается, мы шли по гати. И еще в памяти остались дома с белыми наличниками, разбросанные вдоль берега.
В августе 1997 года была проведена краеведческая экспедиция в бывший спецпоселок Екимовка. Поводом к ней послужил приезд в Уват писатели из Казахстана Михаила Ильича Пономарёва, семилетним мальчишкой с родителями, братьями и сестрами сосланного в эти места за «свое кулацкое прошлое». Наша экспедиция была невелика: М.И. Пономарёв с внуком Олегом, начинающим журналистом; Людмила Корикова, Владимир Телегин и Алексей Низамов - сотрудники районной газеты; члены отряда «Поиск» - Андрей Телегин, Фёдор Будылдин, Дмитрий Земсков и бывший житель поселка из поволжских немцев Виктор Иванович Шрайнер с сыном Фёдором, участником войны в Чечне. Во время моего второго посещения Екимовки здесь стояли еще домик коменданта, дом лесника Фёдорова, здание медпункта, где мы ночевали.
В. Шрайнер провел для нас своеобразную экскурсию: в пимокатной мастерской с уже провалившейся крышей, показал нам, как она работала, нашел древесный уголь, сохранившихся с тех времен, привел к насыпи опила, где мы с отцом копали закорышей. От Виктора мы узнали и о лесоповале со сплавом и лесопилкой, о тарном и лыжном цехам, о смолокурне, о большом конном дворе, где стояли лошади-лесовозы. Очень уж мне понравились тогда красавцы кедры, так украшавшие бывшее поселение, шишки с нижних ветвей можно было срывать, стоя на земле. Удивило и то, что здесь, в «медвежьем углу», с 1949 по 1953 год находился детский дом № 48.
Впервые увидела здесь локомобиль, дающий когда-то электричество и стайку брошенных тракторов-трелевочников. Михаил Ильич привел участников экспедиции к памятному знаку с фамилиями бывших жителей спецпоселка, установленному им в один из его приездов. Он попытался провести нас в Пнинск, который находился на небольшом расстоянии от комендантского поселка, но, к большому сожалению, не смог найти дорогу; всё густо взялось березами на бывших полях, обильно политых кровавым потом. Андрей и Олег вместе с Михаилом Ильичем вырубили еще деревья на кладбище. Удивительно, что всё лето было дождливым, а вот эти два дня, пока мы были там, оказались солнечными. Видать, эта экспедиция была угодна господу богу. Не успели мы доехать на обратном пути до Красного Яра, как хлынул проливной дождь.
Прошло 22 года, и вот моя третья встреча с Екимовкой. Что же изменилось за это время? На свежескошенной поляне стоял красивый деревянный гостевой домик, а рядом с ним аккуратный сарайчик и баня, строительством которых занимался Уватский районный отдел «Служба охраны животного мира», возглавляемый А.В. Чусовляновым (сейчас это учреждение не существует). А самое главное, из того, что я увидела вначале, это великолепные кедры. Я обрадовалась им, как хорошим старым друзьям, подошла к одному из них, погладила его кору и поздоровалась с лесным исполином. Огляделась и в стороне от поляны увидела старый дом. Оказывается, это бывший медпункт, в котором ночевали в 1977 году. Дом был отремонтирован и здесь располагался какое-то время Отдел охраны воспроизводства и регулирования использования объектов животного мира. Всё остальное пространство обильно заросло лесом. Сохранились еще остовы тракторов-трелевочников, емкости для нагрева воды, несколько деревянных догнивающих сооружений, одно из них - бывшая пимокатная мастерская. Памятный знак, установленный в свое время М.И. Пономарёвым, стоит на том же месте рядом с небольшим полем с зерновыми культурами для подкормки животных.
Пойти дальше вверх по Носке мы не решились из-за отсутствия проводника и повернули обратно, решив завернуть по реке Нарыс в селение Малый Нарыс для встречи с Михаилом Мигурой, бывшим лесником и охотником. В Малом Нарысе всего одна улица с интересным названием Прямская, на которой проживают 12 человек. Раньше жители поселка занимались заготовкой леса, пилением, изготавливали штакетник, рубили срубы, но производство закрыли. Михаил показал нам гривы с охотничьими старыми избушками по речке Нарыс.
8 июня вышли из Носки и зашли в реку Аркалым.
Река получила свое название в честь дочери князя Каштака, правителя воинственного племени белой чуди, жившей на берегу Иртыша. Враждебное соседнее племя красной чуди захватило девушку-красавицу в плен и потребовало от князя дань кровью, чтобы каждая семья принесла в жертву сына первенца, если не будет исполнено назначенное, то больше не увидит он свою дочь Аркалым. Вскоре маленькая ласточка принесла отцу весть от красавицы Аркалым, которая просила: «Не губи детей, отец, пожертвуй мной, сохрани племя. В последний момент я обернусь в птицу, взметнусь в небо и больше не смогу превратиться в человека». Как только коснулись ее ноги огня очистительного костра, взвилась ввысь, превратившись в белую лебедушку. Так говорится в легенде, которую записал А.А. Мальцев у Самолововой Варвары Николаевны, уроженки д. Верхний Малысак.
По Аркалыму вышли к Иртышу и сделали остановку у Верхнего Малысака, родины мамы А.А. Затонских. На месте исчезнувшей деревни сейчас стоит вагончик рыбаков, а вокруг заросли крапивы, смородины, пырея. Сын взял для матери горсть родной земли. А затем на лодке пошли к Среднему и Нижнему Малысаку, стоящему когда-то на месте впадения Аркалыма в Иртыш. В Нижнем Малысаке увидели несколько ям от дворов, отмеченных зарослями крапивы и малины, нашли обломки кирпичей, фрагменты посуды. Один из фрагментов старый, примерно конца XVIII века.
Из Аркалыма мы вышли снова на Носку и отправились к Красному Яру. У моста с нами попрощалась Зоя Васильевна Новикова и уехала домой по семейным обстоятельствам. Нас осталось трое. По пути обследовали Поваровский сор и двинулись дальше на катере по р. Боровой к Иртышу, обследуя берега. В 11 часов вечера у алымского берега нас с Любовью Николаевной забрал Анатолий Александрович Захаров, а А.А. Затонских остался ночевать на катере. Так вот и закончилась наша экспедиция по местам, там, где текут реки: Боровая, Носка, Аркалым, посвященная 95-летию Уватского района. Очень надеемся, что читатели узнали немало интересного из истории родного края.
,
Фото З.В. Новиковой, Л.Н. Сладковой