Как живут ханты на тюменском севере? Далеко ли они от цивилизации, чтят ли традиции? Добраться до стойбищ коренных малочисленных народов, чтобы узнать об их жизни летом, можно только вертолётом, а зимой по зимникам. Ответы на эти вопросы вы найдёте в материале корреспондента.
Деревню Тямка Уватского района не найти ни на одной географической карте. Оно и понятно, там живут только две семьи, и те родственные.
Всё стойбище - два дома семей Усановых, которые живут на одном месте не одно поколение, и съезжать с обжитых мест не планируют. Научились уватские ханты жить по-соседски и с не фтяниками. Неподалеку разработку ведет предприятие «РН-Уватнефтегаз», сотрудники нет-нет, да заезжают в гости к коренным жителям. Справляются о нуждах, по возможности оказывают помощь, а иногда просто привозят подарки.
Спрашиваю у одной из трех сестер в семье: «Лучше ли стало жить с приходом на их землю нефтяников?» Татьяна, застенчиво улыбаясь, ответила, что и без них жили, но сейчас есть помощь, особенно с бензином. Раньше до ближайшего населенного пункта от стойбища жители Тямки добирались в основном на лодке, топливо было в большом дефиците. С приходом нефтяников появился бензин, а значит стал доступен и снегоход, и с обеспечением электричеством стало проще.
Татьяна за свою жизнь бывала и в Тюмени, и в Ханты-Мансийске, говорит, что понравилось, но вот жить бы там не осталась, потому что «дома лучше».
Коренные жители живут тем, что добудут сами. Охотой занимаются круглый год, ходят на соболя и лося, рыбачат на щуку, карася, карпа. Собирают ягоды и грибы, сами пекут хлеб в хантыйской глинобитной печи - нянь кер, который хранят в ледняках даже летом.
Стойбище небольшое, но ухоженное. Трава скошена, в клумбах цветы, везде чистота, порядок и простор, который ощущаешь только, если находишься где-то далеко-далеко от повседневной цивилизации. И виды открываются не хуже, чем в детских сказках: направо пойдешь - в лес попадешь, налево повернешься - в реку упрешься. И действительно, до ближайшего населенного пункта из Тямки надо проплыть 60 километров на лодке летом или проехать зимой на буране. Вокруг болота и лес. Но для хантов всё это - вековые деревья, непроходимые болота, река - тоже дом.
«А не страшно в лесу? Медведь же может зайти», - спрашиваю у Татьяны.
«Медведь не заходит, собаки у нас», - кратко отвечает девушка, удивляясь такому вопросу.
И действительно, в хозяйстве почти нет домашнего скота: из живности в стойбище с десяток овец и куры. Зато есть девять огромных псов. Собаки - верные помощники на охоте и в охране, но не от людей, а от медведей. Лай собак отпугивает зверя и не дает ему приблизиться к жилью.
Но если медведя можно отпугнуть собаками, то от грызунов и других лесных гостей так просто не избавиться, поэтому все стратегические запасы продуктов (крупа, сахар, соль) хранятся в лабазах - сооружениях на деревянных сваях, на значительной высоте от земли.
Расточительно относиться к продуктам в семье Усановых непозволительная роскошь, ведь каждый день в магазин за продуктами не походишь. Хотя для хантов 60 километров расстояние привычное и большим не считается.
Так, глава семейства Григорий привез себе жену за 300 километров от родного дома, из другого стойбища. Людмила, девушка милая и разговорчивая, рассказала, что до седьмого класса даже училась в школе-интернате в Демьянке, но потом в семье было решено забрать дочь из школы. Людмила совсем не жалеет, что ушла: «Читать -писать умею и хватит», - замечает она.
Девушка старается помнить традиции предков, знает свой родной язык, умеет расшивать бисером национальную одежду и плести корзинки из бересты под ягоды.
«Девочки уезжают в школу, видят большие города и уже не хотят возвращаться в родной дом, а парням потом в жены брать некого», - сетует молодая хантыйка. Сама она вышла замуж в 26 лет, до этого времени жила с отцом и матерью и сейчас не забывает родной дом, часто ездит к ним в гости.
«Зимой на буране быстро: утром выедешь, вечером уже на месте», - рассказывает Людмила, нисколько не боясь лютой стужи и не допуская мысли, что зимой на зимнике всякое может случиться.
В новом доме мужа девушке тоже нравится. Скучать не приходится, на земле работа найдется всегда, зато добытой дичи и выращенных помидоров да картошки хватает всегда. Причем у женщин традиционно забот больше, чем у мужчин. Они следят за огородом и хозяйством, пекут хлеб и вялят рыбу, занимаются рукоделием, ходят на охоту и рыбалку, а еще успевают растить детей.
Правда, в стойбище Тямки детворы нет. Людмила рассказала, что в семье ее мужа было три брата и три сестры. У одного из братьев была жена и ребенок, но малыш умер почти сразу после рождения, а сам мужчина вскоре утонул. Молодая вдова покинула Тямку и вышла замуж второй раз.
Сейчас в семье Усановых снова шесть человек, однако Людмила надеется, что вскоре жителей станет больше, а в стойбище будет слышан детский смех.
Тямка далеко не единственная деревня, где проживают всего несколько или даже одна семья коренных малочисленных народов Севера. Всего в Уватском районе 12 жилых стойбищ КМНС, которые территориально раскиданы по всему району. И уезжать с обжитых мест никто не планирует.