Игорь Варкин, раввин тюменской синагоги, со сцены ДК «Нефтяник» грустно говорит: «Невозможно подобрать слов, чтобы описать эту трагедию».
И правда, вчера на концерте, посвященном памяти жертв Холокоста, прозвучало немало важных слов: о трагедии, об уроке, о том, что пока жива память – живы люди, и что главную победу над нацизмом одерживают те, кто остается любящим и милосердным. Высказали сочувствие и депутаты, представители разных конфессий, посольство Израиля, правительство России. Но, кажется, всех этих слов было недостаточно, чтобы передать масштабы случившегося. И там, где не хватало слов – звучала музыка.
Играл филармонический оркестр, плакала скрипка, звучала нежная песня на стихи еврейской партизанки Ханы Сенеш: «Останутся пусть навсегда песок и море, плеск воды, блеск молний небесных и молитва человека».
…Музыканты уходили со сцены по одному, музыка становилась все тише. Пока не остались только скрипач и скрипачка. Когда прекратили играть и они, наступила тишина. На сцене остались сотни ботинок – женских, детских, мужских. И поминальные свечи.
Но на самом деле музыка не замолчала. Не был уничтожен народ, не погибли его традиции – и это главная победа над нацизмом.
Фото Дениса Моргунова