Медиакарта
7:56 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Народная медицина сибирских татар

12:00 | 17 февраля 2020

Специалист по фольклору районного центра культуры Земфира Шарипова увлеклась историей и культурой сибирских татар в детстве. Заинтересовалась истоками своей фамилии, искала материалы в архиве и может перечислить имена родственников до 12-го колена.

О предках и народных поверьях рассказывали бабушки – одна из Надцов, другая – из Вагайского района. Так, буква за буквой, слово за словом, и стали собираться уникальные материалы об устном народном творчестве татар. С научным докладом Земфира Шарипова выступит на Сулеймановских чтениях в мае, а «Советская Сибирь» предлагает познакомиться с материалами уже сейчас в нашей новой рубрике.

Традиционная народная медицина является неотъемлемой частью культуры каждого этноса. Она концентрирует в себе обширный опыт человеческой жизнедеятельности, знания об окружающем мире, собственно человека, фиксирует важнейшие вехи в истории развития человеческого общества, отражает фундаментальные мировоззренческие позиции. Многие достижения народной медицины вошли в повседневную практику современных научных медицинских знаний, а также объективизировались в верованиях, обрядах, фольклоре, религиозных предписаниях.

Основы народных медицинских знаний сибирских татар берут начало из проявлений древнейших верований сибирских тюрок. В этом отношении у сибирских татар необходимо отметить бытование общетюркского понятия о душе, особое отношение к синему цвету (использование бусинок синего и голубого цвета в качестве оберега; применение его в магических обрядах исцеления от сглаза и т.д.); почитание и придание магических (в том числе и исцеляющих) свойств деревьям и кустарникам; использование органов тотемных животных в качестве оберега (когти, зубы, языки); одухотворение природных явлений; использование ряда магических приёмов исцеления, таких как лечение испуга (ҡот койу), обряд, направленный на изгнание болезни из тела человека (ауырыуны ҡағыу).

Распространение в Западной Сибири ислама привело к изменениям в традиционной культуре сибирских татар, что отразилось на народных медицинских знаниях: появился комплекс обрядов, связанных с почитанием мусульманских святых (астана), способы лечения дополнились чтением аятов Корана, сформировался обряд суннат и др.

Происхождение болезней сибирские татары, как и многие другие народы, связывали с влиянием сверхъестественных сил – духов болезней (йел, албасты, татыран и др.), злых духов, способных навредить здоровью человека (чин, шайтан, мәцкәй и т.д.), а также сглаза, порчи (күс тейү, посым йасау). Данные причины болезней обозначаются и сегодня, в основном людьми преклонного возраста. Хотя начиная с середины прошлого столетия в связи с ростом уровня образованности среди приоритетных причин заболеваний указываются уже естественные факторы, такие как: холод, жара, физический труд, травматизм и др. В нашей статье мы рассмотрим в основном рациональные методы лечения, однако в народной медицине сибирских татар рациональные, магические и религиозные элементы часто взаимосвязаны.

Головные боли, боли в области груди, кашель, боли в конечностях и суставах объяснялись простудой. Таким больным давали пить отвары разных растений: чёрной смородины, шиповника, мяты, тысячелистника. Эти отвары считались потогонными, ибо, по представлению татар, от простудных заболеваний можно излечиться, если как следует пропотеть. К противопростудным средствам относили также горячее молоко, ширцай – чай, заваренный в горячем молоке, куда клались коровье масло, соль и чёрный перец.При кашле смазывали грудь и спину в грудном отделе медвежьим или барсучьим жиром. Боль в горле лечили полосканием тёплой водой с гусиной желчью (Тухфатуллина Майра, Катангуй). Для профилактики вирусных заболеваний в доме раскладывали зубчики чеснока, особенно у порога, а также носили их в кармане.

Зубную боль лечили полосканием отварами горькой полыни или ромашки. Ревматизм и радикулит лечили в основном тепловыми процедурами. На поясницу больного клали в мешочках горячую золу, песок, горячие лепёшки из натёртого хрена. Желудочно-кишечные заболевания лечили отварами зверобоя, шиповника и листьев чёрной смородины, которые принимались внутрь. Также для лечения этих заболеваний применяли отвар коры осины и можжевельника. Для хорошего пищеварения перед сном употребляют тёплую воду или чай с мёдом.

Сибирским татарам давно были известны лечебные качества растений при сердечно-сосудистых заболеваниях. Ещё в середине XIX века отвар корней многолетней дикорастущей травы валерианы татары применяли как средство, регулирующее деятельность сердца. От одышки, кашля применяли отвары калины, рябины. Иногда с лечебной целью пекли пироги с калиной, рябиной, брусникой или клюквой.

Обмороженные или обожжённые места смазывали гусиным жиром. При змеиных укусах использовали молоко или сметану. К ранам прикладывали подорожник. Больные суставы окутывали на ночь чёрной шерстью: во-первых, с целью согрева, а во-вторых, чтобы болезнь ушла к чёрной овечке.

Многие недомогания часто оправдываются сглазом. Один из приёмов устранения сглаза носит название төйнәү. Для этого ритуала в синюю ткань клали соль, завязывали ткань так, чтобы соль не рассыпалась, и водили по лицу, либо над головой (Ниязова Рамзия, Тоболтуры). Общая слабость организма, по верованиям народа вызванная сглазом, лечится отваром можжевельника, который употребляют утром на голодный желудок за 20-30 минут до принятия пищи. Для профилактики воздействия сглаза после посещения людных мест, массовых мероприятий рекомендуется принять ванну с солью либо перед мытьём в бане обтереть тело солью. Также для снятия чужого воздействия целители рекомендуют проводить омовение (как перед намазом).

Издавна в культуре сибирских татар известны целительные свойства меди: к больным местам прикладывали медные монеты, девушки и женщины предпочитали носить именно медные браслеты.

Большое место в народной медицине уделяли массажу, который использовали для лечения головных болей, боли в мышцах плечевого пояса, спины, рук, ног. При массаже использовали жир животного происхождения либо масло. После массажа целителю предписывалось проводить очистительный ритуал, дабы не перенять болезнь на себя. Для этого целитель собирал пальцы в щепоть и скидывал дух болезни в землю со словами: «Йергә төш, ташҡа төш» (спустись в землю, спустись в камень). Этот текст произносился трижды. Далее руки прикладывались либо к металлу, либо к земле, после чего тщательно омывались водой.

Особенность народной медицины сибирских татар заключается в том, что приёмы лечения (рациональные и иррациональные) сопровождаются чтением аятов из Корана, а также причитаниями, в которых упоминается Всевышний Аллах, пророк Мухаммад либо его близкие. Перед вами пример причитания, с которым сопровождается массаж сердца больного:

“Әп йөрәк, ҡайт йөрәк,ай ҡайтты, син тә ҡайт, көн ҡайтты, син тә ҡайт. Ат пашынтай алтын йөрәкҠуй пашынтай көмеш йөрәк.Урнын тап, урнын тап.Имләмәсәм – миңә йасыҡ, им пулмаса – сиңә йасыҡ. Минең ҡулы түгел, Әйшә, Пәтимә Аналар ҡулы. (Сердце, вернись на своё место, луна вернулась, и ты вернись. Солнце вернулось, и ты вернись. Сердце – как золото, с конскую голову, сердце – как серебро, с овечью голову, найди своё место, найди своё место. Не лечить тебя – мне грех, не вылечишься – тебе грех, не мои руки тебя лечат, это руки матерей Айшы и Фатимы).

Вместе с тем в народной медицине сибирских татар рациональные, полезные элементы превалируют над иррациональными. Поэтому изучение народной медицины имеет определённое практическое значение.

Автор: Шарипова Земфира