Медиакарта
23:21 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Афганистан стоит в глазах бессонными ночами

14:00 | 04 марта 2020
Источник: Слава труду

• Супругам Прокофьевым, вместе пережившим Афганистан, легче понимать друг друга.

По сложившейся традиции, 15 февраля воины-интернационалисты Аромашевского района почтили память земляков, погибших в Афганистане и ушедших из жизни после демобилизации. Как и обычно, в этот день они пришли к мемориальному комплексу, где находится памятник аромашевцам, погибшим и в этой войне.

Памятная дата боевыми друзьями отмечается уже 31 год, приходят сюда те, кто неравнодушен к этому празднику, к тому, что делали эти парни в Афганистане. Здесь не принято произносить длинных траурных речей, приходят просто поприсутствовать, отдать долг памяти тем, кто не с нами. На суровых лицах присутствующих в эти минуты красноречиво читается: «Никто не забыт и ничто не забыто». В этот день они посещают могилы солдат, прошедших Афганистан, с датами боевых восьмидесятых и совсем свежими, тех парней, кто ещё вчера стоял рядом.

Несколько лет назад из села Кротово переехала жить в Аромашево семья Василия и Татьяны Прокофьеых, супругам в своё время довелось понюхать пороха в Афганистане. Почувствовать собственной шкурой, какой горячей становится земля, когда начинает гореть под ногами, нервное напряжение рукопашных схваток и многое другое Василию довелось в 1987-м, когда до памятного Дня вывода оставалось два года.

– Родился я в городе Житомире на Украине в 1950 году. Там рос, с детства полюбил лес, и сбор грибов был для меня отдыхом. Ещё учась в младших классах, увлёкся спортом, особенно нравились борьба и метание ножей, даже не представлял себе в то время, что это когда-то сможет спасти мне жизнь, – вспоминает Василий Ананьевич. – Окончил десятилетку, водительские курсы при ДОСААФ, и в 1969 году призвался в армию. Срочную служил в Казахстане, тогда же Советский Союз был: не смотрели, где ты родился – везде направляли. Попал в войска противовоздушной обороны, и поскольку эти объекты нужно было охранять, то стрелять учили из всех видов оружия. За время службы много войск объехал, стрелял одинаково с правой и с левой рук и из любого стрелкового оружия.

После демобилизации Василий вернулся в родной город, работал водителем и продолжал заниматься спортом. Молодого перспективного парня приметили в военном комиссариате и предложили поступить в школу прапорщиков. Так началась его вторая часть жизни в погонах.

– Школу прапорщиков я окончил в Чите, потом служил в Монголии, России, Прибалтике, а с 1987 по 1989 годы – в Афганистане. Хорошего из этих двух лет могу вспомнить только то, что там познакомился со своей Танюшкой, а всего остального лучше бы не было в моей жизни. Приходилось там стрелять и из крупнокалиберных двуствольных пулемётов, и из автоматов, душманы же, бывало, скопом лезли, как мухи на мёд. У меня боец был, который делал отличные метательные ножи, я их брал с собой. В подсумке всегда находился комплект из 15 штук, кроме них бросал и отвёртки. Но однажды сам в рукопашном бою чуть не погиб от такого же ножа. Спасли реакция и борцовские навыки: успел подставить левую руку, в которой нож противника застрял немного ниже локтя и не достал до груди, а в это время я его из автомата в упор срезал. Война была, куда деваться: если не ты – значит, тебя. В этот раз мне повезло, подлечился и вновь вернулся в строй, – проглатывая подкативший к горлу ком, вспоминает ветеран войны.

Вижу, как трудно даются собеседнику всплывающие в памяти далёкие события, и уже не хочется спрашивать его больше ни о чём. Вспоминать то, как в тебя стреляли – это же рассказывать не о том, как в детстве к соседу за огурцами лазил. Когда знаешь, что в горах на тебя расставлены сети из мин, снайперов, пулемётчиков, гранатомётчиков, миномётчиков и всего остального, способного убивать – нужно иметь огромное мужество, чтобы шагнуть в эту мутную «воду». А они шли, получали ранения, лечились и снова шли, потому что были верны присяге, и свой долг выполняли с честью.

Вот и Василий Ананьевич после госпиталя снова пошёл в бой, и вновь ранения, на этот раз тяжёлые – в ногу и голову. Они в настоящее время с каждым днём всё серьёзнее напоминают о себе.

– Очнулся в госпитале, мало приятного. Одна мысль тогда была: раз в себя пришёл, значит, выживу. Не хочу больше ничего вспоминать, даже думать об этом тяжело. Сейчас у меня другая жизнь, дома тепло, уютно. Дочка Валерия внучку подарила, мы с ней настоящие друзья, она такая хитренькая растёт. Вот это радость, а что касается остального, то я ни о чём не жалею, одно знаю точно – были мы там не зря и воевали честно, – закончил беседу ветеран боевых действий.

Попросил рассказать о себе и о и времени, проведённом в Афганистане, Татьяну Васильевну.

– Родилась я в Оренбурге, а когда мне исполнилось 4 года, родители переехали в Кротово. Там я выросла, окончила школу, а потом поступила в Тюменское медицинское училище. После его окончания 3 года работала в Тюменском родильном доме № 4. Было нас три подруги, когда пришли распределения. Одна поехала в Монголию, вторая – в Германию, а мне достался Афганистан. Запомнилась из того времени только работа, просто лечь и поспать зачастую времени не хватало. Госпиталь состоял из модульных зданий: реанимация, инфекционное, малярии. Я трудилась в отделении брюшного тифа. Народу было очень много, бывало, принимали до 200 человек, отделение гепатита принимало по 800 человек. Последние 7 месяцев перед выводом – нас оставалось две медсестры, и поскольку уже шёл вывод войск, то на помощь нам уже никого не привозили. Несмотря на усталость, между сменами частенько ходила в реанимационное отделение, очень хотелось встретить кого-нибудь из земляков: когда долго не был дома, то появляется сильная тяга к этому. Уходила оттуда в шоковом состоянии, не дай бог такое видеть никому. Пусть не много, но раненные были, и некоторые из них тяжело, – вздыхает медсестра.

– Ещё когда ехали к месту службы, то на пересыльном пункте мы познакомились с Васей. Оказалось, что в одном месте нам служить предстояло, разговорились, стали общаться, а в последствии - поженились. После того, как вывелись из Афганистана, мужа направили для прохождения дальнейшей службы в Эстонию. Там я с трудом нашла работу по профессии. Уже начинался развал Советского Союза, и русских особо никуда не брали. Три года ещё он там служил, а я работала, потом нам стали создавать невыносимые условия, и мы переехали в Кротово, на мою родину. Такая вот биография. Сейчас Афганистан снится редко, но бессонница начинает мучить всё чаще. Вспомнишь что-нибудь, а потом всё это обрастает комом, стоит в глазах и сон не идёт…

За 9 лет и 2 месяца войны в Афганистане погибли более 15 000 соотечественников. Четверо из них аромашевцы.

За всё время нахождения в Афганистане меня не покидала мечта: приехать домой, попросить у мамы полный ковш воды и досыта напиться.

Василий БРУДСКИЙ, воин-интернационалист с. Новопетрово

Автор: Сергей СТЕПАНЮК