Боевой путь солдата Красной армии Варфоломея Максимовича Бритова его внучка восстановила спустя семьдесят лет
Приближается 75-ая годовщина Победы советского народа в Великой Отечественной войне. За этот период произошли огромные изменения в истории страны. На смену коммунистическому режиму пришла демократия, выросло несколько поколений россиян, изменились их взгляды и ценности. Но народ-победитель всё так же чтит память своих предков, осознаёт вклад, который они внесли в общее дело. А главное – гордится своими дедами и прадедами, отстоявшими мир.
Всё меньше остаётся в живых участников боевых действий, тружеников тыла, детей военных лет – тех, кого можно назвать живыми свидетелями истории. И потому большинству потомков солдат Красной армии сведения о них приходится собирать по крупицам. С такой проблемой столкнулась и жительница деревни Базарихи Наталья Григорьянц. Она поставила перед собой цель – собрать всю имеющуюся информацию о своём родном дедушке по материнской линии. Варфоломей Максимович Бритов – боец советского фронта, погиб при освобождении Эстонской ССР. Но какой бы сложной не казалась эта задача, её получилось решить.
Наталья Григорьянц работает заведующей Озернинским детским садом «Солнышко». Ещё пять лет назад, когда в дошкольных и общеобразовательных учреждениях района начали собирать информацию о бойцах и их фотографии для Бессмертного полка, она всерьёз занялась восстановлением семейной истории. На тот момент ещё была жива её мама, Надежда Варфоломеевна. Она родилась в июне 1934 года, и отца, призванного в 1941 году на фронт, помнила хорошо. Помогли Наталье в поисках различные интернет-сайты: «Память народа», «Подвиг народа», банк данных «Мемориал» и другие, а также Книга памяти Викуловского района. Используя все эти источники и вспоминая рассказы бабушки Антонины Игнатьевны, вдовы погибшего солдата, ей удалось восстановить картину событий далёких военных лет.
Варфоломей Максимович Бритов родился в 1910 году. Он был родом из Могилёвской губернии. Проживал в деревне Воскресенке Викуловского района, которая находилась между Ачимово и Катаем. Известно, что этот переселенческий посёлок основали пришлые люди в 1914 году – самоходы из Белоруссии.
В 1932 году Варфоломей женился на односельчанке Антонине Игнатьевне, по национальности она чувашка. В браке у них родились две дочери: Надежда (мама Натальи) и Ольга (1941 года рождения). Работящий, молчаливый – так характеризовала бабушка своего убитого мужа.
На войну Варфоломей Бритов был призван Викуловским РВК в 1941 году, а погиб 6 марта 1944 года. Его 123 дивизия была сформирована в октябре 1939 года в Калининской области, в составе 245-го, 255-го, 272-го стрелковых полков и 323-го артиллерийского полка. Участвовала в боях вплоть до завершения Советско-финляндской войны. Великая Отечественная война застала дивизию на Карельском перешейке.
Полный дневник боевых действий этой дивизии внучка красноармейца разыскала в Интернете. Особенно больно ей было читать о боях в феврале-марте 1944 года, ведь именно в первый весенний месяц убили её дедушку.
В дневнике было написано, что 14 января 1944 года началось сражение под Ленинградом, приведшее к полному снятию блокады. 123 дивизия вступила в бой 19 января, после освобождения Красного Села. Перед ней была поставлена задача: взаимодействуя с 201-ой и 120-ой стрелковыми дивизиями, овладеть Гатчиной. 26 января дивизии 117-го корпуса, наступавшие на Гатчину, освободили город. После этого 123 дивизия продолжила наступление вдоль шоссейной дороги на Лугу. Разгромив вражеский гарнизон в деревне Куровицы, дивизия 29 января завязала ожесточённые бои за Сиверскую. В итоге Сиверская была освобождена. Враг был изгнан из населённых пунктов Дивенской, Толмачёво.
12 февраля солдаты подошли к Луге. После полуторачасовой артиллерийской подготовки началось наступление. Через час 245-й полк вёл бой на улицах города. Вслед за ним в Лугу прибыли 255-й и 272-ой полки. Луга была освобождена. Девяти соединениям и частям присвоили наименование Лужских. Оно появилось и на боевом знамени 123-ей стрелковой дивизии.
После освобождения Луги командование фронтом повернуло дивизию на Эстонию. Полки заняли позиции на Нарвском плацдарме. Пришлось держать оборону в трудных условиях. Перед бойцами была поставлена задача – овладеть узлом сопротивления противника – Апсара-Медсавахта, который являлся ключевой позицией для взятия Нарвы. После упорных боёв дивизия свою боевую задачу выполнила. Во второй половине 1944 года выжившие солдаты участвовали в боях за освобождение Риги, затем – с Курляндской группировкой противника. День Победы застал их в районе Митавы. Расформировали дивизию к январю 1946 года.
К сожалению, до этого времени Варфоломей Максимович не дожил. То самое местечко Медсавахта в Эстонии оказалось для него роковым. Оно было болотистым, советские солдаты не могли передвигаться на танках и самоходных орудиях. Тяжёлый бой длился с 5 марта 22 часов до 7 часов 7 марта. Убили Варфоломея Бритова 6-го числа. В оперативной сводке штаба в этот день будет записано: «Потери: убито – два, ранено – девять сержантского и рядового состава. Бомбёжкой выведена из строя гаубица (вышла из строя панорама). Артобстрелом выведена из строя ещё одна гаубица»…
Жители Воскресенки во время войны боялись почтальона. Как только он появлялся в деревне, все понимали – принёс кому-то нехорошую весть. Вот и в дом Антонины Игнатьевны в ту весну пришла печальная бумага. Все односельчане в тот день собралась в её доме, утешали, как говорится, «всем миром». Такая традиция была – не оставлять земляков наедине в тяжёлые минуты. Впоследствии Антонина Игнатьевна рассказывала внучке Наталье, что спустя несколько лет после окончания войны приезжал в Воскресенку сослуживец Варфоломея, рассказывал, как он погиб. Тогда вдова узнала, что её мужу снарядом оторвало голову. Умер он в далёком от малой родины краю. Сослуживец привёз и его фотографии – они были пропитаны кровью…
Род Варфоломея Бритова продолжили его дочери – Надежда и Ольга, шесть внуков, восемь правнуков, две праправнучки. Историю боевого родственника, героя семьи, они помнят и передают из поколения в поколение. Одно только печалит внучку погибшего бойца Наталью Григорьянц. Было время, когда Воскресенка относилась к Омской области, а в 70-х годах прошлого столетия деревня и вовсе распалась. Обелиска с именами солдат, погибших на войне, в ней не было. И на памятник в соседнем Озерном их не вписали. Наталье хотелось бы, чтобы имена всех погибших красноармейцев из Воскресенки, в том числе и Варфоломея Бритова, были увековечены на этом монументе. Они не пожалели своих жизней ради Победы. Здесь, на родной земле, нет их могил. Так пусть останутся имена…
Фото из архива Натальи Григорьянц