Разъясняет начальник отдела регистрации недвижимости в электронном виде Управления Росреестра по Тюменской области Татьяна Кониловская:
- Можно. С 2016 года введена в промышленную эксплуатацию услуга «Подать заявление на государственную регистрацию прав» в электронном виде, которая позволяет заявителям оформить право собственности на недвижимость без посещения Росреестра или МФЦ.
Что бы воспользоваться услугой, необходимо перейти по ссылке https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/reg_rights#/ на официальном сайте Росреестра, где в простой и доступной форме представлен пошаговый алгоритм заполнения. Прилагаемые к заявлению документы удостоверяются электронно-цифровой подписью.
Однако, несмотря на очевидное удобство сервиса, его стремительное развитие неизбежно влечет появление вопросов, главными из которых являются «Можно ли подделать электронные документы?» и «Что такое электронная подпись?».
Итак. Все электронные документы подписываются УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписью) регистратора. Таким образом, если какой-либо документ будет отредактирован, то потеряет связь с УКЭП регистратора и будет недействителен. Действительность сертификата УКЭП государственного регистратора, а также срок его действия можно проверить при помощи онлайн-сервиса «Проверка электронного документа».
Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) - электронная подпись, которая создается с привлечением криптографических средств, подтвержденных компетентными органами, а именно ФСБ РФ. Гарантом её подлинности выступает специальный сертификат, выданный аккредитованным удостоверяющим центром. Электронный документ, подписанный УКЭП, имеет такую же юридическую силу, как и бумажный, который подписан собственноручно. Таким образом, УКЭП — это электронный аналог подписи заявителя.
Вместе с тем, нормами действующего законодательства предусмотрена необходимость собственнику (физическому лицу) объекта недвижимости заранее уведомить орган регистрации о том, что он намерен производить регистрационные действия в электронном виде по переходу прав на принадлежащий ему объект недвижимости. В случае отсутствия такой информации, орган регистрации обязан вернуть электронные документы без рассмотрения.
Таким образом, федеральным законодательством не только предоставлена возможность получения государственной услуги в электронном виде, но и приняты меры по безопасности использования такого способа.