Сегодня от поколения победителей остались единицы. В Бызовском сельском поселении уже нет ни одного участника войны, и всего 4 труженика тыла. Это Андрей Фёдорович Мезенцев (д. Пушкарёва), Анна Фёдоровна Хорошилова (д. Карагужёва), Валентина Степановна Ситникова (с. Бызово) и Евгения Николаевна Минина (д. Пушкарёва).
На их долю выпало немало испытаний и трудностей. Они тоже внесли свой вклад в общую Победу.
Андрей Мезенцев родился и вырос в деревне Пушкарёвой. Там и прожил всю свою долгую жизнь. Он поделился воспоминаниями:
«Когда началась Великая Отечественная война, мне не было ещё и 13 лет. Всех мужиков из деревни забрали на фронт. Остались бабы, старики да мы, ребятишки, мал мала меньше. Нам, подросткам, довелось трудиться в колхозе «Заветы Ильича». Подходило время убирать хлеб, сено заготавливать. Собранный урожай отправляли на фронт.
Я на быках возил зерно на склад. Осенью и зимой доставлял дрова в школу, в контору. Иной раз одному приходилось их рубить и грузить. Во время сенокоса косил сено, возил копны на лошади. Много было работы, и всё время хотелось есть. Все ждали, когда закончится война. Ждали, когда мужики придут с фронта.
В мае 45-го мы возили семена. Ночевали под Карасьём. Утром пошли запрягать быков, а нам сообщили, что Германия капитулировала. Было море слёз, все плакали от радости. Мы счастливые поехали домой. В деревне уже было не до семян. Все праздновали Победу».
Анна Фёдоровна Хорошилова родилась в многодетной семье в с. Самойловке Корочанского района Белгородской области.
С первых дней войны район, в котором жила Анна, перешёл на военное положение. Ей было почти 13 лет. В связи с мобилизацией большинство мужчин ушли на фронт. Со слезами на глазах Анна Фёдоровна вспоминает: «Зимой 1942 года немцы пришли в наше село. Страшно было. Они забирали скот, птицу. Взрослые старались прятать продукты. А немцы, если их находили, без разбора били и стариков, и детей. И никто им против ничего не говорил. Отдавали всё, лишь бы быстрее ушли.
Фашисты сгоняли взрослое население и заставляли рыть траншеи. Я была высокой девочкой, выглядела старше своих лет. Поэтому и мне пришлось копать окопы. Лопату еле-еле поднимала, а траншеи были глубокие во весь рост.
Шёл 1943 год. В это время недалеко от села были ожесточённые бои, через него проходила военная техника, немецкие солдаты. Спасло то, что недолго они задержались в селе, не выдержали силу наших солдат!».
Валентина Степановна Ситникова родилась в Нижнеманае. В этом году 19 июля она отметит своё 90-летие. Она поведала:
«В нашей семье было пятеро детей – четыре девочки и один мальчик. Отец, Степан Ильич, был ревизором, ездил по району, проверял бухгалтерию в колхозах. Поэтому мы из Нижнеманая переехали сначала в Суерку, потом в Тютрину, а перед войной попали в Бызово, на малую родину папы.
В марте 1942-го его забрали на фронт. Через год на него пришла похоронка. Но, как оказалось, он попал в плен. В 45-м папу освободили американцы, и он вернулся домой с подорванным здоровьем. Поэтому и прожил недолго. В 48-м году его не стало.
Воевала и моя старшая сестра Елизавета. Призвали её в 43-м году. Была ранена. После Победы она вернулась домой.
А нам, подросткам, пришлось работать. Надо было помогать матери, ведь нас с ней осталось четверо. Она трудилась на ферме бригадиром. Дома её постоянно не было. Я с 12 лет мыла полы в конторе колхоза и в сельском совете. Также носила дрова, топила печи, из колодца таскала воду. Тяжело было, но и другим было не легче. За мою работу в конторе ставили трудодни, а в совете – платили деньгами.
Я окончила всего четыре класса. Хотелось учиться дальше. Даже плакала, что нет такой возможности. Помню, председатель колхоза Викентий Андреевич Дзингов погладил меня по голове и сказал: «Придёт время, будешь учиться дальше». Но так оно и не пришло. Как начала работать с 12 лет, так до самой пенсии и трудилась».
Евгения Николаевна Минина родилась в 1926 году в д. Минино. Она рассказывает:
«Мне было 14 лет, когда на Советский Союз напал Гитлер. Отца забрали в трудармию. Я и мои 2 младших брата остались с мамой. Меня приняли на работу в колхоз. Трудилась на полях, доила коров, мыла пол в конторе. Вскоре заболели мама и младший брат. От страшной ангины они умерли. Деваться было некуда, еды у нас не было никакой. По соседству жили дедушка и бабушка по отцовской линии. Они нас и забрали к себе. Выжили благодаря тому, что дед ловил рыбу. Потом меня отправили на строительство вторых путей в д. Жирнаково под Ялуторовском. После войны вернулась в д. Минино».